Финансово – кредитное регулирование экономики

Лекция 4

Литература

1. Федеральный закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 12.06.2006 г.).

2. Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (ред. от 02.02.2006 г., с изм. от 03.05.2006 г.).

3. Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ (ред. от 18.07.2005 г.).

4. Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 18.07.2006 г.).

5. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В.Врублевской. М., 2005.

6. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Н.Ф. Самсонова. М., 2005.

7. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляк. М., 2006.

8. Экономика. Курс лекций / Под общ. Ред. В.П. Сальникова. 2-е изд. СПб., 2004.

Литература (дополнительная):

1. Финансы / Под ред. Г.Б. Поляк. 2-е изд. М., 2004.

2. Журналы «Финансы», «Финансовый контроль», «Вопросы экономики», «Деньги и кредит», «Экономист», «Российский экономический журнал».

3. Российская газета, Российская бизнес-газета.


[1] Янукян М. Практикум по рынку ценных бумаг/ Питер Пресс. 2007.

[2] Инфраструктура рынка ценных бумаг, являясь сложной системой институтов и отношений, служит основой функционирования этого рынка, обеспечивая выполнение свойственных ему функций путем создания необходимых условий деятельности его участников.

[3] См. Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»// Собрание законодательства РФ. 2008. № 20. Ст. 2290. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 27. Ст. 2780.

План

1. Государственный бюджет как инструмент ГРЭ

2. Налоги как средство государственного влияния на социально- экономическое развитие страны

3. Государственные ассигнования и дотации

4. Пошлины и таможенные налоги в системе ГРЭ

5. Финансовая политика государства и ее особенности в период становления рыночных отношений

6. Задачи и функции Национального банка в осуществлении денежно- кредитного регулирования.

Ключевым инструментом ГРЭ является бюджетная политика. Государственное регулирование с помощью денежно-кредитных инструментов является наиболее известным и распространенным в странах с рыночной экономикой.

В общем понимании бюджет – это план образования и использования финансовых ресурсов для обеспечения функций определенной организации. Государственные доходы – это доля ВВП, которая используется государством для осуществления своих функций. Они создаются за счет поступлений от уплаты юридическими и физическими лицами налогов, сборов, обязательных платежей и других предусмотренных законодательством поступлений. Налоги обеспечивают около 90 % доходов любого государства.

Расходы государственного бюджета играют важную роль в удовлетворении потребностей социально – экономического развития страны. Содержание расходов обуславливается способом производства, политическим строем страны и функциями государства. Государственные расходы – это государственные платежи, которые не подлежат возврату, не создают и не погашают финансовых потребностей.

Консолидированный бюджет страны – бюджет центрального правительства и бюджеты местных органов власти.

Дефицит государственного бюджета – сумма, отражающая превышение расходов бюджета над его доходами.

Профицит государственного бюджета – превышение доходов над государственными расходами.

Основные пути покрытия дефицита государственного бюджета:

- дополнительная эмиссия наличных денег;

- продажа государственных ценных бумаг;

- государственные займы;

- усиление налогообложения.

Налоги – это система обязательных платежей предприятий, организаций и населения, которые являются одним из источников доходов государственного бюджета.

Налоги выполняют фискальную, социальную и регулирующию функции.

Различают два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую. Стимулирующая политика направлена на поддержание высоких темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, обеспечение высокого уровня жизни граждан. Сдерживающую политику проводят с целью снижения уровня инфляции, сокращения объемов производства. Налоговая система в Украине базируется на двух основных налогах: на добавленную стоимость и на прибыль предприятий. Среди средств влияния государства на процесс функционирования экономики большое значение имеют государственные ассигнования, которые надежно обеспечивают деятельность всех субъектов хозяйствования.

Государственные ассигнования – это определенные суммы средств, выделенных из централизованных и децентрализованных источников, финансовых ресурсов для покрытия расходов на определенные цели. С помощью бюджетных ассигнований государство целенаправленно влияет на хозяйственные объекты, предоставляя прямую государственную помощь в реализации определенных мероприятий. В зависимости от экономической роли средства государственного влияния имеют соответствующие характеристики:

- субвенции – средства, которые выделяются из государственного бюджета местным бюджетам;

- трансфертные платежи – любые прямые выплаты из государственного бюджета населению или предприятиям, которые осуществляют в виде субсидий, пенсий и помощи на социальные потребности, оплаты процентов за государственный долг;

- субсидии – финансовая помощь (прямая или непрямая), которую предоставляют населению или хозрасчетным предприятиям и организациям.

Государственные дотации – средства, которые направляют на возмещение разницы в ценах, вызванной государственной политикой регулирования цен.

Государственное регулирование открытости экономики и ее экономической безопасности отражается на такие средства, как пошлина и таможенные налоги. Пошлина – это налог, который устанавливают на импортные, а в отдельных случаях и на экспортные товары. Выделяют два вида пошлины: фискальная и протекционистская. Защита национального рынка – основная цель таможенных тарифов.

Экономическое и социальное развитие Украины, создание необходимых предпосылок перехода к рыночному хозяйствованию значительной мерой зависит от финансовой политики.

Финансовая политика является составной частью экономической политики и охватывает совокупность мер, которые осуществляет государство на всех уровнях управления по организации и использованию финансов с целью осуществления своих функций и разрешения неотложных конкретных задач.

Финансовое законодательство включает налоговое и бюджетное законодательство, законодательные нормы по вопросам функционирования страхового дела, государственного финансового контроля, валютных отношений, формирование и использование кредитных ресурсов.

Бюджетное законодательство регулирует бюджетное устройство и процесс. Нормы бюджетного законодательства определяют структуру бюджетной системы, виды и размеры доходов соответствующих бюджетов, нормативы и целевое назначение бюджетных расходов по звеньям бюджетной системы, а также нормативы создания резервных фондов.

Основными задачами финансовой политики Украины в период становления рыночных отношений является:

- создание и обеспечение предпосылок равноправного функционирования субъектов хозяйствования всех форм собственности;

- активизация приватизационных процессов;

- обеспечение условий для создания максимально возможного объема финансовых ресурсов;

- выработка оптимального соотношения и пропорций в распределении доходов между субъектами хозяйствования и государством;

- определение основных направлений, структуры и пропорций в расходовании государственных средств;

- выработка соответствующего механизма для достижения поставленной цели.

Успех реформирования экономики определяет эффективная работа финансово-кредитного комплекса, основой деятельности которого является банковская система.

Национальный банк является главным органом, применяющим денежно-кредитные инструменты государственного регулирования экономики.

Вопросы для самопроверки

1.Составляющие финансовой системы страны.

2.Понятие бюджета и основных его параметров.

3.Доходы и расходы госбюджета.

4.Налоги и их функции.

5.Дотации, их сущность и значение.

6.Таможенные налоги их роль в защите отечественного производителя.

7.Финансовая политика и ее элементы.

8.Национальный банк, его функции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: