Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Порядок проведения выездных налоговых проверок

Методы налогового контроля

Порядок проведения выездных налоговых проверок

Порядок проведения камеральных налоговых проверок

Порядок учета налогоплательщиков в налоговых органах

Элементы системы налогового контроля

***********************************************************************

1. Налоговый контроль является разновидностью финансового контроля. В науке финансового права классификацию финансового контроля осуществляют по видам, формам и методам финансового контроля. Можно предложить два варианта классификации финансового контроля - в зависимости от субъекта, осуществляющего финансово-контрольную деятельность, и от содержания финансово-хозяйственной деятельности, которая является объектом контроля.

Приняв за основу классификации особенности субъектного состава правоотношений по финансовому контролю, выделяют следующие виды финансового контроля:

1) государственный контроль, осуществляемый уполномоченными органами государственной власти общей компетенции, а также специальными контрольными органами;

2) общественный контроль, проведение которого возлагается на негосударственные (неправительственные) органы и учреждения, отдельные группы лиц, представляющих общественность.

Государственный финансовый контроль подразделяется в свою очередь на надведомственный (встречаются и другие названия - общегосударственный, вневедомственный, внешний) и внутриведомственный контроль, именуемый ведомственным или внутренним).

В зависимости от специфики объекта финансового контроля (по содержанию финансового контроля) различают следующие его виды:

1) бюджетный контроль;

2) налоговый контроль;

3) банковский надзор;

4) валютный контроль.

Место налогового контроля в общей системе финансового контроля можно определить следующим образом: налоговый контроль - это государственный контроль, осуществляемый специальными контрольными органами.

Налоговый контроль, как часть целого (государственного финансового контроля), несет на себе все черты и свойства, присущие целому, т.е. государственному финансовому контролю, но и обладает характерными особенностями.

В структуре доходов федерального бюджета (рис.1) удельный вес налоговых доходов составляет в среднем от 60% до 90% всех доходов.

Рис.1. Доходы федерального бюджета за 1998 – 2010 гг. (млрд. руб.)

Таким образом, от структуры налогов, порядка их исчисления и взимания, и главное от организации контроля за полнотой и своевременной мобилизацией налоговых поступлений зависит более половины объёма государственных доходов.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Необходимо отметить, что налоговый контроль охватывает соблюдение финансовой дисциплины, связанной с уплатой налогов и сборов, так как в его сферу входит контроль за своевременностью предоставления налоговой отчётности, анализ правильности ведения бухгалтерского и налогового учёта.

Цель налогового контроля - контроль за соблюдением законодательства, которым регулируется процесс поступления финансовых ресурсов в специальные централизованные фонды публичных субъектов, необходимые последним для выполнения возложенных на них функций.

Перед налоговым контролем ставятся следующие задачи:

· Проверка соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства.

· Проверка правильности исчисления налогов и сборов.

· Проверка качества постановки и ведения бухгалтерского учёта объектов налогообложения.

· Обеспечение своевременного и полного внесения в бюджет сумм налогов и сборов, причитающихся к уплате.

· Наложение финансовых и административных взысканий за нарушение законодательства по налогам.

Результативность контрольных мероприятий в налоговой сфере находится в прямой зависимости от организационно-методологического фактора. Чтобы налоговый контроль обеспечивал выполнение стоящих перед ним задач, необходимо соблюдение следующих основополагающих принципов его организации:

1. Принцип всеобщности налогового контроля. Этот принцип предполагает, что ни одна организация или физическое лицо не могут быть освобождены налоговыми органами от проведения в отношении их мероприятий налогового контроля.

2. Принцип единства налогового контроля. Данный принцип предполагает единообразное проведение мероприятий налогового контроля на всей территории Российской Федерации (единый реестр налогоплательщиков, единство законодательно установленных форм и методов налогового контроля).

3. Принцип территориальности налогового контроля. Этот принцип состоит в том, что взаимоотношения с налогоплательщиками в процессе осуществления контрольных мероприятий возникают с тем налоговым органом, в котором он состоит на учёте.

4. Принцип независимости налогового контроля предусматривает подчинение налоговых органов на местном уровне только вышестоящим налоговым органам, тем самым, налоговые инспекции при осуществлении своих функций независимы от органов государственной власти и местного самоуправления.

5. Принцип нейтральности налогового контроля. Налоговые органы должны быть независимы от тех организаций, в отношении которых проводится налоговый контроль.

6. Принцип непрерывности налогового контроля. Предполагает, что органы налогового контроля должны функционировать постоянно и непрерывно для того, чтобы оказать существенное влияние на соблюдение налоговой дисциплины. Контроль налоговых органов необходим при любой налоговой системе, иначе, как показывает практика, не все налогоплательщики будут добросовестно исполнять свои налоговые обязательства.

Таким образом, принципы налогового контроля можно определить как базовые правовые положения, определяющие организацию и эффективное осуществление налогового контроля, которыми должны руководствоваться его субъекты при осуществлении ими контрольных мероприятий.

2. К анализу налогового контроля также как и к анализу государственного финансового контроля необходимо подходить с системных позиций. Основными составными частями такой системы являются:

o нормативно-правовая база,

o субъекты,

o объекты налогового контроля,

o предмет,

o формы и методы контрольных мероприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: