З. Формирование, распределение и планирование прибыли

Доходы и расходы организации их классификация и планирование.

Доходы предприятия - это увеличение экономических выгод в результате поступлений активов, способствующих росту капитала.

Состав доходов и их оценка 1) С общеэкономических позиций доход характеризуется такими понятиями как валовой доход. С учетных позиций общий доход от продаж – это выручка. С финансовой точки доход - часть вновь созданной стоимости, используемая для формирования финансовых ресурсов предприятия (Чистый доход по реализованной продукции).

Результативные показатели – это показатели полученные в прцессе предпринимательской деятельности.

Классификация доходов предприятия.

По этапам формирования финансовых ресурсов: общий доход (выручка), результативные доходы (валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль). По ПБУ 9/99(для целей бухгалтерского учета) выделяют: доходы от обычных видов деятельности, прочие доходы.. По НК РФ ( для целей налогообложения): доходы от реализации, внереализационные доходы.

В процессе пр-ва организация осуществляет расходы. Расходы - это платежи денежных средств или другими активами, связанные с деятельностью предприятия и уменьшающие доходы или собственный капитал. Классификация денежных расходов по эк содержанию: расходы, связанные с извлечением прибыли (на пр-во), расходы не связанные с извлечением прибыли (благотворительность, спонсорство): принудительные (налоги).

Затраты - это часть расходов, связанных с формированием себестоимости продукции (работ, услуг) или расходы, признанные для получения соответствующих доходов

Классификация затрат очень обширна I.) По видам деятельно сти (ПБУ 10) по обычным видам деятельности и прочие расходы. Используется в финансах. 2). По элементам затрат: материальные затраты, оплата труда начисления (ЕСН). амортизация, прочие. Используется для планирования и финансового анализа. 3). По статьям затрат: материалы, оплата труда, начисления, содержание ОС, амортизация, работы и услуги. Используется в бухгалтерском учете. 4). По охвату нормированием: нормируемые и ненормируемые.5). По связи с объемом производства: постоянные и переменные:

Выручка планируется двумя методами:

1. Методом прямого счета.

Выручка = Кол-во*Цену.

  1. Расчетный метод.

Плановый расчет выручки от реализации делается по нескольким направлениям: а) по видам продукции; б) по каналам реализации; в) по срокам реализации

Планирование расходов При традиционном подходе объем производства планируется исходя из производственных мощностей Из объема выпуска планируется объем реализации. При рыночном подходе, исходя из спроса и предложения.

При традиционном подходе могут использоваться три метода планирования: сметный, сводный и калькуляционный Сметный - составление сметы затрат на производство продукции в планируемом году. Сводный - планирование по центрам ответственности с последующим суммированием всех затрат. В этом случае планируются материальные затраты, оплата труда с начислениями, коммерческие расходы, административно- управленческие расходы, амортизация. Затем финансовая служба сводит все затраты, планирует затраты на реализацию. Калькуляционный - составляются калькуляционные расчеты по каждому виду продукции (работ, услуг) В этом методе расчет себестоимости может производиться по разным системам калькулирования: по заказной, по процессной, по нормативной, дирскт-костинг.

При рыночном подходе используются методы: операционнoго бюдже­ тирования.

Экономическое содержание прибыли: С общеэкономической точки зрения - это приращение стоимости продукции, полученной благодаря использованью капитала. С хозяйственной точки зрения - это приращение собственного имущества за определенный период времени, благодаря предпринимательству. С учетных позиций прибыль: а) это превышение доходов над расходами; б) прибыль - часть денежных. средств, полученных в результате реализации продукции, работ и услуг, характеризующая результаты деятельности предприятия.

Формирование бухгалтерской (Общей) прибыли отражается в ф. 2

1) определяют Валовую прибыль, которая рассчитывается как, чистая выручка минус производственная себестоимость без управленческих и коммерческих расходов (т.е. усеченная себестоимость).

2) Прибыль от реализации считается как: валовая прибыль (-) управленческие и коммерческие расходы. Это прибыль от обычной деятельности.

3) Прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль) определяется как: прибыль от реализации (+),(-) прочие доходы и расходы.

4) Прибыль после налогообложения (чистая прибыль) = прибыль до налогообложения (-) налог на прибыль.

Планирование финансового результата осуществляется по этапам, и плановый документ имеет форму отчета о прибылях и убытках.

1). Вначале планируется прибыль от реализации продукции. Прибыль от реализации планируется по видам деятельности, по видам продукции, по каналам реализации, по периодам времени. Методы планирования прибыли:

а) метод прямого счета. Для этого делаются специальные расчеты: по планированию выручки от реализации продукции и плановые расчеты себестоимости реализуемой продукции.

б) счетно - аналитический

2). Отдельно могут планироваться прочие доходы: прибыль от реализации основных средств, арендная плата, доходы по вложениям.

Распределению подлежит прибыль до налогообложения.

В первую очередь уплачивается налог на прибыль. Оставшаяся прибыль посленалогообложения распределяется по решению собственников на потребление (выплату дивидендов) и накопление (развитие предприятия) одним из способов: фондовым или нефондовым.

В АО законодательно обязательным является в первую очередь отчисления в резервный фонд (не менее 5% от УК) и выплата дивидендов по привилегированным акциям. Обязательным также является создание резервного фонда в производственных кооперативах. Выплаты собственникам осуществляются в виде дивидендов и в виде кооперативных выплат. Нераспределенная на дивиденды прибыль остается в виде нераспределенной прибыли и используется на производственное и социальное развитие. Планирование распределения прибыли осуществляется в виде сметы.

4. Собственный капитал предприятий: состав, классификация, формирование и использование.

Капитал – это совокупность финансово кредитных ресурсов предприятия, инвестированных и авансированных предприятием в производственно коммерческую деятельность с целью извлечения прибыли.

Собственный капитал предприятия - это консолидированные имущественные вклады и финансовые ресурсы, инвестированные и авансированные учредителями (участниками) в предпринимательскую деятельность с целью извлечения дохода.

Организация собственного капитала (СК)предприятия предполагает:

а) формирование собственного капитала при создании предприятия;

б) увеличение или уменьшение СК в процессе деятельности;

в) прогнозирование и планирование СК;

г) оперативная работа

д) анализ и контроль.

При создании предприятия образуется уставный капитал (УК).

УК - сумма средств инвестированная собственниками в предпринимательскую деятельность с целью получения дивидендов на вложенный капитал. Размер, форма и сроки взносов фиксируются и в уставе предприятия. Законодательно установлена минимальная величина УК: для ОАО – не менее 1000 МРОТ: для ЗАО - 100 МРОТ, и для ООО не менее 10 тыс. рублей для других не установлена и величина зависит от стратегических планов собственников. Расчет первоначальной суммы УК во вновь образуемом предприятии осуществляется разными методами:

а) балансовым методом. Базируется на равенстве СК = Сумме активов. Подсчитывают необходимые виды основных и оборотных средств методом прямого счета. Первоначальная сумма УК = Сумме основных активов + постоянная сумма оборотных активов.

б) часто применяется комбинированный способ. Сумма основных средств определяется методом прямого счета, а величина оборотных активов коэффициентным исходя из коэффициента маневренности.

в) метод удельной капиталоемкости: Сумма УК приравнивается к аналогичному предприятию; Сумма УК = планируемый. объем реализации продукции умножить на сумму капитала на 1 рубль реализации.

При реорганизации – преобразовании предприятия в другие организационно правовые формы определяется стартовая величина УК.

Увеличение УК возможно за счет собственных источников и за счет дополнит вкладов. Уменьшение УК при неполной оплате, выходе учредителей и изъятии вклада (кроме АО) и если чистые активы<Уставного капитала.

Добавочный каптал образуется в процессе предпринимательской деятельности за счет переоценки основных производственных фондов и эмиссионного дохода, целевого финансирования, полученных в виде инвестиционных средств от других организаций, т. е. без усилий собственников. Он не разделен между собственниками и его образование не связано с прибылью предприятия. Уменьшение добавочного капитала: за счет: уценки основных активов; направление на увеличение уставного капитала, распределение средств между учредителями при выдаче вклада (кроме АО).

Увеличение собственного капитала происходит в основном за счет нераспределенной прибыли. При фондовом методе из нераспределенной на дивиденды прибыли образуются фонды: 1). фонд накопления - для финансов обеспечения производственного развития предприятия. Отчисления прибыли в фонд производится по потребности и возможности. Используется на строительные работы, покупку машин, оборудования; при этом фонд не уменьшается. Уменьшение фонда возможно при распределении накопленной прибыли между собственниками и соответственно увеличении уставного капитала. 2).фонд социальной сферы - для финансового обеспечения социального развития. Средства используются. на строительство социальных объектов: жилья, дома культуры, и т.п. Увеличение фонда: за счет прибыли. Уменьшение фонда: при приватизации жилья безвозмездно, реализации жилья, выбытии вследствие износа, при передаче объектов муниципальным органам. 3 фонд собственных оборотных средств - часть нераспределенной на дивиденды прибыль направляется на увеличение собственных оборотных средств. При нефондовом методе: образуется нераспределенная прибыль зарезервированная для производственного и социального развития предприятии.

Резервный капитал - часть собственного капитала, предназначенная. для обеспечения финансовой устойчивости предприятия, т.е. для покрытия убытков. за. Обязательным его формирование законодательно предусмотрено в АО (не менее 5 % от уставного капитала) и ПК в размере (не менее 10 % паевого фонда). Собственный каптал отражается в 3 разделе бухгалтерского баланса и включает: уставный капитал, добавочный каптал, резервный капитал и нераспределенную прибыль. (ФН, ФСС, ФСОС).

5. Оборотный капитал предприятия: экономическое содержание, состав и функции

Оборотный капитал (Об.К) - совокупность инвестированных в предпринимательскую деятельность финансово-кредитных ресурсов, авансированных в обслуживание 1 производственно-коммерческого цикла в виде производственных об. активов и активов сферы обращения.

Оборотный производственный капитал (фонд) - это часть оборотного капитала, которую собственники авансировали в 1 производственно-коммерческий цикл с целью создания новой стоимости. Эта часть оборотного капитала выполняет производственную функцию. Кругооборот завершается в сфере обращения, где готовая продукция превращается вначале в дебиторскую задолженность, а затем в деньги.. Часть оборотного капитала, обслуживающая процесс превращения стоимости готовых изделий в денежные ресурсы называется оборотный капитал в сфере обращения.

Об. К выполняет 2 функции: 1) производственную: 2) платежно-расчетную Об.К. необходимо рассматривать с двух сторон: а) как оборотные активы, б) как финансово-кредитные ресурсы (источники).

Оборотные активы - это натурально-вещественное воплощение Об.К. Об.активы - это средства, предназначенные для краткосрочного использования и обращаемые в денежную наличность в течение 1 производственно-коммерческого цикла.

Классификация оборотных активов:

1) По функциональному назначению: оборотные производственные активы и активы в сфере обращения;

2) по роли в кругообороте: а) средства производственных запасов, средства в производстве, б) готовая продукция, дебиторы и денежные средства; 3) по материально-вещественному содержанию: МПЗ и производственные затраты, средства в расчетах и денежные активы.

В бухгалтерском балансе оборотные активы размещены по степени возрастания ликвидности: 1). Производственные оборотные активы: а) производственные запасы; б) оборотные активы в производстве, т.е. незавершенное производство. 2. Оборотные активы в сфере обращения: а) готовая. продукция и товары; б) средства в расчетах; в) денежные. Средства.

Структура оборотных активов зависит от ряда факторов: от отраслевой принадлежности, от уровня товарности, от ритмичности производства, от характера экономических связей с поставщиками и покупателями, от состояния финансово-расчетной дисциплины. Она предполагает большие вложения в сферу производства, чем в сферу обращения. В сфере производства основные вложения должны быть в запасы и незавершенное производство, а в сфере обращения необходимо максимально сокращать дебиторскую задолженность

Источники формирования оборотных активов характеризуют постоянное или временное использование конкретной фирмой финансовых ресурсов в своем кругообороте. Состав источников:

I. Собственные средства - отражающие часть собственного капитала предприятия, вложенную в оборотные активы, которая постоянно обслуживает кругооборот предприятия. Собственный оборотный капитал: (Фактическое наличие собственных оборотных средств)считают: -метод сверху: 3+4-1разделы бухгалтерского баланса, метод снизу 2раздел-5 раздел).

2. Заемные - отражают временное использование предприятием кредитных ресурсов банка и других лиц. Срок привлечения ресурсов до 12 месяцев. По кредитному договору и с уплатой %.

3. Привлеченные источники. Они характеризуют временное использование собственности других лиц в обороте предприятия без специального кредитного договора и без фиксированной платы. Это кредиторская задолженность. Заемные и привлеченные источники отражаются в 5 разделе бухгалтерского баланса.

4. Прочие - ресурсы предприятия, имеющие специальное назначение. Резервы предстоящих расходов и платежей, доходы будущих периодов. размещены в балансе в 5р.

Структура источников определяется отраслевой принадлежностью, уровнем рентабельности, финансовой дисциплиной, сезонностью (ритмичностью) производства, общим состоянием экономики, деловой активностью.

6. Определение плановой потребности предприятия в оборотном капитале: методика планирования и нормирования оборотных средств.

Планирование – это осуществление по одному из вариантов финансовых прогнозов.

Планирование оборотных средств предполагает:

1). Планирование общих вложений в оборотные активы и их источников покрытия.

2).Планирование минимальных или постоянных вложений в оборотный капитал и источников их покрытия (т.е. нормирование оборотных средств). На сезонных предприятиях потребность в оборотных активах колеблется, а на несезонных она одинакова.

3) Осуществляется отдельно планирование денежных потоков

(Различие между планированием и нормированием оборотных средств состоит: 1) планируются все оборотные активы, а нормируются только материально-производственные запасы и затраты; 2), планируется общая сумма оборотных средств, а нормируется лишь постоянная часть; 3)различие в источниках. При планировании в формировании активов задействованы все источники в совокупности: собственные, заемные, привлеченные, прочие. А источники покрытия норматива: собственнй оборотный капитал.)

Конкретный размер оборотных активов определяется многими факторами: сезонностью, темпами роста производства, условиями сбыта, связями, порядком расчета с поставщиками, покупателями, финансовыми возможностями, удаленностью поставщиков.

Различают 3 метода планирования неденежных оборотных активов:

1. Метод прямого счета.

. 2. Счетно-аналитичсский

3. Коэффициентный.

Но при любом методе планирование осуществляется на определенную дату.

1) При методе прямого счета потребность определяется текущими потребностями предприятия, т.е. характером производства, продолжительностью производственного цикла. Отдельно по материалам, готовой продукции, затратам незавершенного производства.

А)Расчет МПЗ состоит из 2-х частей: I. Расчет текущего запаса. 2. Расчет резервного запаса. Их сумма равна плановой потребности. Текущий запас зависит: от интервала поставки и характера расходования. Сумма текущего запаса = интервал поставки умножить на однодневный расход. Однодневный расход = Сумма расхода данного материала за 4 квартал(или мах в сезонных)/ 90 дней.

Сумма резервного запаса на конец года=1/2 от суммы текущего запаса на конец года.

Б) Сумма незавершенного производства. Остатки на конец года -зависят от технологии производства и коэффициента нарастания затрат. (Длительность технологического цикла умножают на коэффициент нарастания затрат и на среднедневной расход) Коэффициента нарастания затрат = Незавершенное производства/производственную себестоимость

В) Сумма дебиторской задолженность на конец года = периодичность расчетов умножить на стоимость однодневной отгрузки готовой продукции покупателям. Такая методика чаще применяется на несезонных предприятиях

2метод Расчстно-аналитичсский. За основу берут остатки отдельных.видов планируемых оборотных средств на соответствующую.дату прошлого года. Затем проводят анализ факторов, влияющих на эти остатки, и это влияние принимается в расчет. Например: Берется фактический остаток оборотных средств в прошлом году умножается на коэффициент роста производства и умножается на коэффициент изменения оборачиваемости. Возможен такой подсчет по отдельным элементам

3. Коэффициентный метод основан на определении нового норматива оборотных средств с учетом поправок на планируемый период. Расчет осуществляется с использованием коэффициента маневренности.

Сводное планирование неденежных оборотных средств включает в себя свод в одну таблицу информации: 1) о запланированных вложениях в оборотные активы и 2) источниках их формирования на конец года и на квартальные даты планируемого года. Источники формирования оборотных средств включают: собственный оборотный капитал на начало планируемого года, собственные источники планируемого года (прибыль), кредиторскую задолженность (планируемую прямым счетом или исходя из опыта прошлых лет), краткосрочный кредит (планирование методом «пробки»).

В практике планирования денежных потоков используются. 2 способа: 1).прямой - нужен для определения потребности в краткосрочном. и долгосрочном кредите. и сроков их погашения. 2. Метод косвенного счета нужен для целей финансового анализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: