1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса.
Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.
Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет не столько увеличение объема выпуска (так как практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен.
В структуре совокупного спроса можно выделить;
1) потребительские расходы домохозяйств (С) – объем потребления определяется величиной располагаемого дохода, который равен личному доходу частных лиц за вычетом уплаченных налогов;
2) инвестиционные расходы фирм (I)- включают в себя частные закупки недвижимости, оборудования и запасы;
3) государственные закупки (G) – финансирование государственных школ, покупка правительством оружия;
4) чистый экспорт (NE) – равен разности между стоимостью экспорта и импорта.
|
|
Совокупный спрос может быть выражен: AD=C+I+G+NE
Кривая совокупного спроса, АD (aggregate demand), показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.
Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег:
MV=PY, отсюда Р = или V = , где
Р — уровень цен в экономике, в данном случае — индекс цен;
Y — реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос;
М — количество денег в экономике;
V— скорость обращения денег.
Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующим образом: чем выше уровень цен Р, тем меньше реальные запасы денежных средств, (кривая AD строится при условии фиксированного предложения денег М и скорости их обращения V), а следовательно, меньше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.
Отрицательный наклон кривой AD объясняют:
1) эффект Кейнса ( эффект процентной ставки) – рост цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном предложении денег рост спроса на них увеличивает процентную ставку, что сокращает расходы экономических агентов, связанные с получением кредита, а значит снижает объем совокупного спроса. 2) Эффект Пигу (эффектом
2) богатства, или реальных кассовых остатков) - рост цен
3) снижает также реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью (облигации, срочные счета), что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению расходов. 3) Эффект импортных закупок - рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт, что также снижает совокупный спрос в экономике. Это ценовые факторы совокупного спроса.
|
|
2. Неценовые факторы совокупного спроса.
К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт: благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам, колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т.д. Уравнение количественной теории денег также дает два неценовых фактора совокупного спроса: предложение денег М и скорость их обращения V. Изменение неценовых факторов отражается на графике
сдвигом кривой АО. Например, увеличение предложения денег (или скорости их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразится на графике сдвигом кривой AD вправо (рис. 5.1), а снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта отразится графически сдвигом AD влево (рис. 5.2).