Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель AD-AS

1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса.

Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на кото­рый предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.

Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет не столько увеличение объе­ма выпуска (так как практически все мощности уже задейство­ваны), сколько рост цен.

В структуре совокупного спроса можно выделить;

1) потребительские расходы домохозяйств (С) – объем потребления определяется величиной располагаемого дохода, который равен личному доходу частных лиц за вычетом уплаченных налогов;

2) инвестиционные расходы фирм (I)- включают в себя частные закупки недвижимости, оборудования и запасы;

3) государственные закупки (G) – финансирование государственных школ, покупка правительством оружия;

4) чистый экспорт (NE) – равен разности между стоимостью экспорта и импорта.

Совокупный спрос может быть выражен: AD=C+I+G+NE

Кривая совокупного спроса, АD (aggregate demand), показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокуп­ного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражение этой зависимости можно полу­чить из уравнения количественной теории денег:

MV=PY, отсюда Р = или V = , где

Р — уровень цен в экономике, в данном случае — индекс цен;

Y — реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос;

М — количество денег в экономике;

V— скорость обращения денег.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следую­щим образом: чем выше уровень цен Р, тем меньше реальные запасы денежных средств, (кривая AD строится при условии фиксированного предложения денег М и скорости их об­ращения V), а следовательно, меньше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.

Отрицательный наклон кривой AD объясняют:

1) эффект Кейнса ( эффект процентной ставки) – рост цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном предложении денег рост спроса на них увеличи­вает процентную ставку, что сокращает расходы экономиче­ских агентов, связанные с получением кредита, а значит сни­жает объем совокупного спроса. 2) Эффект Пигу (эффектом


2) богатства, или реальных кассовых остатков) - рост цен


3) снижает также реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью (облигации, срочные счета), что делает их владельцев беднее и побуждает к сокра­щению расходов. 3) Эффект импортных заку­пок - рост цен внутри страны при стабильных це­нах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних това­ров на импортные и сокращает экспорт, что также снижает совокупный спрос в экономике. Это ценовые факторы совокупного спроса.

2. Неценовые факторы совокупного спроса.

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государ­ственные расходы, чистый экспорт: благосостояние потребите­лей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам, колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т.д. Уравнение количественной теории денег также дает два неценовых фактора совокупного спроса: предложение денег М и скорость их обращения V. Из­менение неценовых факторов отражается на графике


сдвигом кривой АО. Например, увеличение предложения денег (или скорости их обращения) и соответствующий рост платежеспо­собного спроса в экономике отразится на графике сдвигом кривой AD вправо (рис. 5.1), а снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта отра­зится графически сдвигом AD влево (рис. 5.2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: