Ценовые концепции

Понятие цены и стоимости.

Тема 1. Понятие и функции цен.

Цена является одной из самых древних финансовых категорий, возникла в 7 веке до н.э. со временем формирования товарного рынка. В процессе развития экономических отношений формировались многочисленные теории и методы ценообразования.

В настоящее время выделяются две приоритетные концепции определения цены:

1.затратная теория ценообразования. Сформировалась в начале 18-20 вв., описал эту концепцию Карл Маркс в своем труде «Капитал». Цена определяется как денежное выражение стоимости.

2.рыночная концепция цены. Сформировалась школой австрийских экономистов (А.Маршалл). Цена является денежным выражением полезности товара.

Эти две концепции не противоречат, а дополняют друг друга.

В основе формирования цен различных корпораций лежат два объективных экономических закона:

1)Закон стоимости. Предполагает соответствие цены общественно необходимым затратам на производство товара.

2)Закон развития потребностей. Сформировал в 18 в. Адам Смит. Сущность: потребности всегда возвышаются над возможностями общественного производства и являются движущей силой экономического развития. С этим законом сопряжены два закона:

- закон сопряжения потребностей, смысл которого состоит в том, что удовлетворение одной потребности рождает массу других. На этом строится товарная политика многих компаний.

- закон развития потребностей.

На формирование цен и ценовой стратегии компании оказывают влияние другие объективные экономические законы (например закон спроса и предложения), а также факторы и категории:

- тип рынка (монополистический рынок);

-рынок открытой конкуренции, где есть множество продавцов и покупателей (рынок нефти, зерна), цены устанавливаются на торгах, биржах, цены едины.

-рынок монополистической конкуренции

-олигополистический рынок

- экономическая система страны;

- сфера деятельности;

- региональный фактор;

- сезонность, мода.

Ценообразование – это наука и практическое финансовое управление формированием, динамикой и использованием цен. Цены и ценообразование составляют ценовой механизм в финансовой системе.

1. Затратная концепция цены использует производственный подход, в соответствии с которым, затраты на производство и сбыт продукции являются базой для формирования цены.

Стоимость – общественно необходимый труд, затраченный на производство товара.

В этой концепции цена определяется при измерении всех затрат, именуемых издержками производства или себестоимостью.

Цена при этом затратном методе определяется как сумма затрат и нормы прибыли.

Р= ∑ Д+ N.

2. Концепция рыночного подхода ценообразования. Предполагает, с одной стороны, связь товара с ценностью и полезностью, которой он обладает, а с другой стороны – проявляется экономическая сущность цены, которая реализуется только в процессе обмена товара на деньги. В соответствии с данной концепцией стоимость – это отношение издержек на производство к полезности товара, а цена представляет собой меновую стоимость товара. Решение покупателя о приобретении товара сопряжено, с одной стороны с его доходами, а с другой – с его потребностями.

Этапами развития потребности являются три этапа:

1.Нужды клиента.

2.Потребности (осознанная нужда).

3.Спрос (т.е. потребности, которые подкреплены финансовыми возможностями; платежеспособность).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: