Теория Кейнса: эффективный спрос

По мнению Кейнса, уровень занятости обусловлен динамикой эффективного спроса. Именно его недостаточность является причиной возникновения неполной занятости и циклических колебаний. Характерно, что дефицит спроса является следствием роста экономики и доходов.

Термином эффективный спрос Кейнс обозначает определённое состояние совокупного спроса. Эффективный спрос – это, во-первых, действительный спрос, в отличие от потенциального, поскольку потенциальный включает сбережения. Во-вторых, эффективный спрос количественно равен, с одной стороны, совокупной выручке, которую предприниматели рассчитывают получить в соответствии с тем уровнем занятости, какой они решают предоставить, а с другой стороны – сумме совокупных расходов на потребление и инвестиции. И в-третьих, эффективный спрос – это такое значение функции совокупного спроса, которая соответствует уровню занятости, при котором предприниматели рассчитывают на получение максимальной прибыли.

Анализируя динамику эффективного спроса, Кейнс рассматривает, с одной стороны, динамику потребительских расходов, а с другой стороны – инвестиционных. Динамика потребительских расходов обусловлена двумя факторами: склонностью к потреблению и ростом доходов (?).

Склонность к потреблению – это некоторая величина расхода на потребление при данном доходе. Эта величина может быть равна, превосходить или быть меньше дохода. Склонность к потреблению является результатом множества обстоятельств субъективного или объективного порядка (личные качества, общие привычки и т.д.). Это достаточно устойчивая функция, не оказывающая влияния на ёмкость потребительского рынка.

Главной переменной величиной, влияющей на динамику потребительских расходов, является рост доходов. Взаимосвязь между изменениями этих величин Кейнс формулирует в качестве основного психологического закона: «люди склонны, как правило, увеличивать своё потребление с ростом доходов, но не в той же мере, в какой растёт доход», поэтому вместе с ростом доходов растут сбережения, на величину которых относительно сокращается спрос на предметы потребления.

Эту связь между приростами дохода, потребления и сбережений Кейнс выражает в MPC (предельная склонность к потреблению) и MPS (предельная склонность к сбережению). MPC – это доля прироста дохода, которая расходуется на потребление, а MPS–доля прироста дохода, которая сберегается. APC и APS – соответствующие средние значения этих величин.

В соответствии с основным психологическим законом предельная и средняя склонность к потреблению уменьшается, а предельная и средняя склонность к сбережению увеличивается. Как следствие, доля потребления в национальном доходе относительно сокращается. Таким образом, чем больше величина совокупного дохода, тем больше расходы на потребление отклоняются от объёмов национального производства на величину возрастающих сбережений. Рост ёмкости рынка потребительских благ наталкивается на объективную границу, которая создаётся как результат роста самого производства и доходов.

Графическое изображение динамики доходов и потребительских расходов в экономической литературе получило название «кейнсианского креста».

Кривая расходов на потребление может смещаться под влиянием множества факторов (изменение уровня цен, ожидания потребителей). Таким образом, рост национального дохода объективно ограничивает рост ёмкости рынка. По мнению неоклассиков, ограничения, связанные со сбережениями, снимаются путём превращения сбережений в инвестиции. Однако, Кейнс полагает, что сбережения как таковые, т.е. как функция дохода, непосредственно не связаны с инвестициями. Сбережения – это просто сокращение спроса на некоторую величину. «Акт индивидуального сбережения» означает, если можно так выразить, решение сегодня не обедать, но не означает решения пообедать или купить пару башмаков через неделю или через год или вообще потребить определённую вещь в определённый день.

Индивидуальные сбережения свидетельствуют об индивидуальном благоразумии, но, отмечает Кейнс, «индивидуальное благоразумие грозит обернуться социальным безумием, ибо наличие сбережений ведёт в итоге к общему кризису перепроизводства. Кейнс подчёркивает, что сберегатели и инвесторы руководствуются в своей деятельности несовпадающими мотивами. Сберегатели руководствуются предпочтением ликвидности, а инвесторы – побуждением к инвестированию. Предпочтение ликвидности – это желание экономических агентов держать часть своих сбережений в денежной, т.е. абсолютно ликвидной форме. Предпочтение ликвидности по Кейнсу обусловлено тремя психологическими мотивами: транзакционный (сделка), определяющий то количество денег, которое необходимо агенту для сделок; спекулятивный; мотив предосторожности.

Два последних мотива определяют необходимость иметь денежные сбережения, чтобы адекватно реагировать на изменение конъюнктуры на рынке, ценных бумаг в целях либо увеличения своего богатства (спекулятивный), либо его сохранения (предосторожности). Они связаны с неопределённость и рисками на рынках ценных бумаг. Если, например, большинство участников рынка уверены в неизменности ставки банковского процента в течение некоторого периода, а некто, в отличие от этого, обоснованно полагает, что эта ставка будет повышена, то ему пока не следует покупать ценные бумаги. При повышении этой ставки курсы акций упадут, и их можно будет скупить по дешёвке, но для этого потребуется ликвидность. Деньги лучше никуда не вкладывать, тогда они не приносят дохода, но и не находятся под угрозой потери при условии отсутствия инфляции.

Ставка банковского процента по вкладам, по мысли Кейнса, это не вознаграждение за сбережения, это плата за расставание с ликвидностью, следовательно, предпочтение ликвидности делает ставку процента относительно негибкой в сторону понижения. Это, в свою очередь, ограничивает возможности инвестиционного процесса, ибо для инвесторов эта ставка – цена денег: чем менее гибкий процент, тем менее гибким является инвестиционный процесс.

Побуждение к инвестициям достигается двумя факторами: процентной ставкой и предельной эффективностью капитала. Величина процентной ставки определяется, предпочтением ликвидности и предложением денег (оно стабильно, поэтому ставка делается ещё более негибкой).

Предельная эффективность капитала – это отношение перспективной выгоды от вложения капитала к издержкам производства этой единицы капитала (цене). Это ожидаемый показатель, определяющий поведение инвестора. На величину предельной эффективности капитала влияют два фактора: увеличение объёма инвестиций (это приводит к уменьшению предельной эффективности капитала, что объясняется действием закона убывающей предельной производительности); цена капитальных благ будет возрастать по закону спроса (спрос на них будет расти). Таким образом, оба фактора действуют однонаправленно: они порождают тенденцию к понижению предельной эффективности капитала. Если эта величина равна ставке процента, то инвестиционный процесс прекращается.

Кейнс считает инвестиции наиболее динамичным элементом совокупного спроса. исследуя влияние инвестиций на рост национального дохода, Кейнс приходит к идее мультипликатора инвестиций. Коэффициент мультипликатора показывает степень возрастания некоторой результирующей величины, при воздействии в некотором процессе на его исходную величину. По своей сути мультипликатор Кейнса выражает зависимость между двумя элементами.

Впервые идею мультипликатора выдвинул английский экономист Ричард Кан, чей мультипликатор занятости показывал, во сколько раз совокупная занятость превышает занятость первичную, послужившую источником всего процесса. У Кейнса исходной величиной является прирост первоначальных (по другой терминологии – автономных) инвестиций, результирующей величиной является национальный доход. Конкретное значение коэффициента мультипликатора связано с понятиями предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: