Монопсония. Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополистическая конкуренция

Поглощающая фирма Поглощаемая фирма

Поглощающая фирма Поглощаемая фирма

4% и более 4% и более

10% и более 2% и более

15% и более 1% и более

В отраслях с уровнем концентрации менее 75% горизонт. Слияние запрещается если:

5% и более 5% и более

10% и более 4% и более

Монополистическая конкуренция – ситуация на рынке, при которой выполняются следующие условия:

1. Барьеры для входа/выхода на рынок - минимальны.

2. Каждый продавец и покупатель владеет правильной и полной информацией о цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке.

3. Каждая фирма производит гетерогенные продукты (разнообразные).

4. Каждый продавец владеет от 1 до 10% рынка.

Ситуация на рынке, при которой несколько производителей удовлетворяет потребность в товаре всех потребителей.

Существуют следующие виды олигополии:

· Гомогенная.

Производит однородный продукт. Очень часто олигополисты при гомогенной олигополии вступают в сговор с целью контроля над ценой, при этом образуются следующие структуры:

1) картели (объединения олигополистов, при которых регулируются объемы выпускаемой продукции в каждом из участников);

2) пулы (объединения олигополистов, при котором вся прибыль участников поступает в общий котел, а затем делится между ними в заранее оговоренной пропорции);

3) синдикат объединения олигополистов, при котором не только регулируется объем выпускаемой продукции в каждом из участников, но и вся продукция или ее часть сбываются через единый сбытовой орган в форме самостоятельного предприятия или через одного из участников;

4) финансово - промышленная группа(в составе появляется банк).

В настоящее время практически во всех странах мира структуры гомогенной олигополии запрещены или их деятельность ограничена.

Однако в мире действуют международные картели. Наиболее известные из них картель OPEC.

· Гетерогенная (разнообразная). Производит разнообразный продукт. При гетерогенной олигополии на рынке всегда происходят ценовые войны.

Фирма, работающая при гетерогенной олигополии, всегда сталкивается с дилеммой заключенного.


Дилемма заключённого

Обе фирмы снизили цены

Обе фирмы не снизили цены

Один снизил цены, второй – нет

Главной задачей при гетерогенной монополии является расчёт действий конкурентов.

1944 – Фоннеймон и Моргеннштейн – книга «Теория игр и экономического поведения», в ней изложено, как надо вести ценовую войну при гетерогенной олигополии.

Это ситуация на рынке, при которой один покупатель скупает всю продукцию всех производителей.

Пусть на рынке существует равновесие в точке О, при этом цена была Ро, а количество закупаемой продукции qо

Тут появляется монопсонист, он занижает количество продукции до qо среди производителей усиливается конкуренция, это приводит к падению цены до Pos

На закупленную продукцию монопсонист является монопольным продавцом по цене Ро и поэтому он продаёт её по цене Роs.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: