Олигополия
Монополистическая конкуренция
Поглощающая фирма Поглощаемая фирма
Поглощающая фирма Поглощаемая фирма
4% и более 4% и более
10% и более 2% и более
15% и более 1% и более
В отраслях с уровнем концентрации менее 75% горизонт. Слияние запрещается если:
5% и более 5% и более
10% и более 4% и более
Монополистическая конкуренция – ситуация на рынке, при которой выполняются следующие условия:
1. Барьеры для входа/выхода на рынок - минимальны.
2. Каждый продавец и покупатель владеет правильной и полной информацией о цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке.
3. Каждая фирма производит гетерогенные продукты (разнообразные).
4. Каждый продавец владеет от 1 до 10% рынка.
Ситуация на рынке, при которой несколько производителей удовлетворяет потребность в товаре всех потребителей.
Существуют следующие виды олигополии:
· Гомогенная.
Производит однородный продукт. Очень часто олигополисты при гомогенной олигополии вступают в сговор с целью контроля над ценой, при этом образуются следующие структуры:
|
|
1) картели (объединения олигополистов, при которых регулируются объемы выпускаемой продукции в каждом из участников);
2) пулы (объединения олигополистов, при котором вся прибыль участников поступает в общий котел, а затем делится между ними в заранее оговоренной пропорции);
3) синдикат объединения олигополистов, при котором не только регулируется объем выпускаемой продукции в каждом из участников, но и вся продукция или ее часть сбываются через единый сбытовой орган в форме самостоятельного предприятия или через одного из участников;
4) финансово - промышленная группа(в составе появляется банк).
В настоящее время практически во всех странах мира структуры гомогенной олигополии запрещены или их деятельность ограничена.
Однако в мире действуют международные картели. Наиболее известные из них картель OPEC.
· Гетерогенная (разнообразная). Производит разнообразный продукт. При гетерогенной олигополии на рынке всегда происходят ценовые войны.
Фирма, работающая при гетерогенной олигополии, всегда сталкивается с дилеммой заключенного.
Дилемма заключённого
Обе фирмы снизили цены
Обе фирмы не снизили цены
Один снизил цены, второй – нет
Главной задачей при гетерогенной монополии является расчёт действий конкурентов.
1944 – Фоннеймон и Моргеннштейн – книга «Теория игр и экономического поведения», в ней изложено, как надо вести ценовую войну при гетерогенной олигополии.
Это ситуация на рынке, при которой один покупатель скупает всю продукцию всех производителей.
Пусть на рынке существует равновесие в точке О, при этом цена была Ро, а количество закупаемой продукции qо
Тут появляется монопсонист, он занижает количество продукции до qо среди производителей усиливается конкуренция, это приводит к падению цены до Pos
На закупленную продукцию монопсонист является монопольным продавцом по цене Ро и поэтому он продаёт её по цене Роs.