Лекция 9. 1. Спрос и ее влияние на него ценовых и неценовых факторов. Закон спроса

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ: УСТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ.

План:

1. Спрос и ее влияние на него ценовых и неценовых факторов. Закон спроса.

2. Предложение и его зависимость от различных факторов. Закон предложения.

3. Установление рыночного равновесия: статическая и динамическая модели.

4 Сдвиг равновесия. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах.

5. Влияние качества товаров на рыночное равновесие.

  1. Спрос и ее влияние на него ценовых и неценовых факторов. Закон спроса.

Целью микроэкономической теории является анализ решений, лежащих в основе стремлений продавцов и покупателей вступать друг с другом в отношения купли-продажи. Как известно, рынок – это отношения обмена между покупателем и продавцом, т.е. спрос не существует без предложения.

Спрос покупателей на товары и услуги складывается исходя из их потребностей. Человек имеет многообразные материальные потребности, но экономическую теорию интересуют те из них, которые обеспечены деньгами, т.е. за которые человек может заплатить. Но спрос напрямую зависит не только от доходов, но и от уровня цен на рынке.

Рыночные цены служат для экономических субъектов важнейшим ориентиром в принятии решений о покупке того или иного товара. Величина цены может служить источником информации об общественных затратах на производство товара и его качестве. С другой стороны, производители через систему цен также получают информацию о потребностях на различные товары, затратах на приобретение необходимого ресурса. Цены являются основой принятия решений об ассортименте, объеме и качестве выпускаемой продукции.

Помимо цены и дохода на спрос и предложение влияет ряд других неценовых факторов. Но для каждого из них они различны. Однако воздействие неценовых факторов имеет определенные закономерности, характерные как для спроса, так и для предложения. Поэтому вначале надо определить, как последние влияют них. Для этого вначале рассмотрим отдельно формирование спроса и предложения, а потом их взаимодействие на рынке.

Анализу всех факторов, влияющих на спрос и предложение, будет посвящено дальнейшее исследование.

В наиболее общем виде спрос можно определить как платежеспособную потребность. Но поскольку потребностей у человека, как правило, всегда больше, чем он может оплатить, поэтому различают такие понятия, как объем потребности, спроса и фактического потребления. Объем потребности – это возможный объем потребления, если нет никаких препятствий и ограничений для этого. Объем спроса – величина возможного потребления при имеющейся системе ограничений на данный момент. Объем фактического потребления – то, что субъект реально потребляет в течение определенного времени.

Объем или величина спроса на какой либо товар – это количество товара, которое желает купить отдельное лицо или группа лиц в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях.

Объем спроса зависит от целого ряда факторов. Главным из них является цена. Максимальная цена, которую покупатель согласен заплатить за данный товар, называется ценой спроса (Pa).

Вторым по значимости фактором можно назвать цены других товаров (PВ …PZ), выступающие по отношению к данному как товары-заменители (субституты) или взаимодополняющие (комплиментарные) товары. Так, если на товар-заменитель цены повысятся, то приобретать их станет невыгодно, предпочтение будет отдано комплиментарному товару. А если на один из взаимодополняющий товаров цена растет, то спрос падает на оба.

Величина денежных доходов потребителей (Д) и объем спроса находятся в прямой зависимости, т.е. чем ниже доход, тем меньше спрос, и наоборот.

Та же зависимость наблюдается и от величины накопленного богатства (Б). Чем больше величина накоплений у потребителей, тем легче расстаться с его определенной частью и использовать для текущих приобретений. Большое влияние на спрос оказывают вкусы и предпочтения покупателей (В). Они формируются под влиянием моды, традиций, культуры, образования, географического места жительства и т.д.

Размеры рынка и количество покупателей (К), а также сложившаяся ситуация на нем, влияют как на общее настроение делать покупки, так и их размеры. Список перечислений факторов можно продолжать еще долго, поэтому, чтобы его завершить, заметим следующее. У каждого конкретного товара имеется целый ряд других факторов (W), которые могут оказывать идентичное влияние на спрос.

Зависимость объема (QDA) спроса товара А от определяющих его факторов называют функцией спроса:

QDA = ¦ (Pa, Pb …Pz, Д, Б, В, К,…W).  

Если все неценовые факторы ( Pb …Pz, Д, Б, В, N, К …W), определяющие спрос, предположить фиксированными, то вышеприведенную функцию спроса можно представить как функцию спроса товара А от его цены:

QDA = ¦ (Pa).  

Эту функцию можно представить графически. Для этого рассмотрим условный пример. Предположим, что по цене 1 долл. за 1 кг один покупатель приобретает 40 кг яблок, по цене 2 долл. за 1 кг – 28 кг, по 3 долл. – 17 кг, по 4 долл. – 10 кг, по 5 долл. – 5 кг. На основании этих данных построим график (рис.4.1).

График показывает обратную зависимость объема спроса от цены, т.е. чем больше цена, тем меньше спрос и, наоборот, чем меньше цена, тем больше спрос. Линия графика имеет отрицательный наклон. При изменении цены изменение объема спроса идет вдоль линии спроса. Обратная зависимость между ценой и объемом спроса называется общим законом спроса.

Действие закона спроса обусловлено следующими причинами. Во-первых, количество покупателей на рынке и их склонность к покупкам находится в обратной зависимость от существующих на нем цен. Во-вторых, в условиях избытка товаров происходит снижение полезности дополнительных единиц, поэтому покупатели склонны к приобретению товаров только по более низким ценам. В-третьих, ожидания потребителей, которые считают, что в будущем цены понизятся, и сдерживают свой спрос до наступления такого момента.

Рассмотрим зависимость объема спроса от других факторов. Для этого предположим, что цена на данный товар неизменна, т.е. Ра – const., тогда зависимость спроса на товар А от других факторов может быть выражена формулой

QDA = ¦ (Pb …Pz, Д, Б, В, N, К…W).  

Данную функцию можно представить графически (рис. 4.2). Если при неизменной цене другие факторы будут улучшаться, например, увеличится доход или накопленные богатства, то объем спроса возрастет, что отразится на графике в виде смещения кривой спроса вправо и вверх. При ухудшении тех же неценовых факторов объем спроса упадет, а кривая от первоначального положения переместиться влево и вниз. Доказательством улучшения и ухудшения факторов служит тот факт, что в первом случае Q1 < Q2,а во втором Q1 > Q3. Таким образом, при изменении неценовых факторов, определяющих объем спроса, происходит сдвиг линии спроса.

В экономической теории принято различать изменение объема спроса и самого спроса. В том случае, когда объем спроса изменяется под действием цены, говорят об изменении объема спроса, а когда он изменяется в силу смещения в ту или иную сторону кривой, говорят об изменении самого спроса.

В микроэкономике различают индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный спрос – спрос конкретного потребителя на данный товар. Рыночный (отраслевой) спрос – это спрос всех покупателей. Кривая рыночного спроса представляет собой сумму кривых индивидуального спроса и показывает объем спроса всех показателей при различных ценах.

Оба вида спроса подчиняются действию закона спроса. Однако закон спроса не носит абсолютный характер и имеет свои исключения. Так, имеется ряд товаров первой необходимости, потребление которых растет, если доходы снижаются или цены очень сильно растут. А возможно и то и другое вместе. Эти товары иногда называют товарами низкого качества. Но такое выражение не только неверно, но и некорректно, потому что к ним относят хлеб, крупы, макароны, картофель, и они могут быть вполне хорошего качества. Просто из всех потребляемых продуктов они относятся к разряду наименее дорогих, и поэтому, когда доходы снижаются, их доля в покупках становится наиболее значимой. Кривая спроса на такие товары имеет положительный наклон.

Другим исключением из закона спроса является эффект ожидаемой инфляции. Экономическая нестабильность, приводящая к повышению цен, вызывает негативные инфляционные ожидания и влечет резкое повышение объема закупок товаров первой необходимости.

Не попадают под действие закона спроса товары, приобретаемые с целью подчеркнуть высокий социальный и материальный статус хозяина. Такие товары покупаются именно потому, что они не доступны широкому кругу потребителей, а только очень состоятельным людям, удовлетворившим все свои мыслимые и немыслимые потребности. Такие эксклюзивные приобретения выделяют их из общей массы людей, и как бы ставят на ступень выше всех остальных. К таким товарам относят: яхты; загородные коттеджи с бассейнами, саунами, джакузи; сделанные по спецзаказу ювелирные изделия; предметы антиквариата; картины всемирно известных художников; особые марки автомобилей. Такие товары должны быть не только уникальными, но и обязательно дорогими, т.к. это подчеркивает исключительность как самих товаров, так и их владельцев. Падение цены на данный товар ведет к потере к нему интереса, его прекращают покупать. В экономической теории такое явление получило название «эффект Веблена», т.к. впервые его описал и исследовал американский экономист Торстейн Веблен, один из основоположников институционального направления экономической мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow