Рыночное предложение яблок

Рыночный спрос на яблоки

Цена за 1 кг, дол. Количество покупаемого товара одним покупателем, кг Число покупателей Рыночный спрос на яблоки, кг
       
       
       
       
       

Таблица 4.2

Цена за 1 кг, дол. Количество кг яблок, предложенных одним продавцом Число продавцов Общее количество предложенного товара
       
       
       
       
       

Сравнительный анализ четвертых колонок двух таблиц приводит к выводу, что рыночной ценой, по который будут реализовываться яблоки, является 3 долл., поскольку количество предлагаемых и покупаемых яблок – одинаково. Данное количество продаваемых и покупаемых яблок будет называться равновесным объемом, а соответствующая ему цена – равновесной. Равновесная цена – это цена, к которой постоянно стремятся рыночные цены. Они могут колебаться в зависимости от изменений и колебаний рыночной конъюнктуры. Эти колебания происходят под действием законов спроса и предложения. Их можно отразить графически (рис. 4.5).

 
 

Точка пересечения двух графиков точка Е, она называется точкой равновесия. Ей соответствуют равновесная цена Рe и равновесный объем, или равновесное количество товара Q e.

Рассмотрим ситуацию, когда рыночная цена будет выше равновесной, т.е. Р2 > Рe. В этом случае объем предложения Q s2 будет выше, чем объем спроса QD2. На рынке появляется избыток товара. Чтобы реализовать товар, производители вступают друг с другом в конкуренцию за потребителя и в условиях конкуренции идут на снижение цены товара. Общая рыночная цена начинает снижаться. Этот процесс продолжается до того, пока она не достигнет равновесной цены, а спрос и предложение окажутся в состоянии равновесия.

Может возникнуть обратная ситуация, когда реальная рыночная цена окажется меньше равновесной, т.е. Р1 < Рe. В этом случае объем спроса QD1 превысит объем предложения Qs1. Поскольку не все покупатели могут реализовать свой спрос, возникает дефицит. В условиях дефицита между покупателями устанавливается конкуренция за приобретение данного товара. В условиях конкуренции приобрести товар сможет тот, кто больше за него заплатит. Поэтому в результате конкуренции между покупателями цена на товар начинает расти. Рост будет продолжаться до тех пор, пока рыночная цена не достигнет равновесной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: