Излишек потребителя

ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Лекция 16

План:

1. Излишек потребителя

2. Сумма излишков потребителей

3. Излишек производителей

Покупатель приобретает нужное ему количество некоторого товара по определенной цене. Многие уверены, что он произвел "эквивалентный обмен", что, получив товар и заплатив деньги, он ничего не выиграл и ничего не проиграл. Но согласитесь, что если вы направились в буфет с намерением купить три булочки по 20 руб. за штуку, а буфет оказался закрытым, то вы будете огорчены, несмотря на то что у вас сохранились 60 руб. Следовательно, булочки имеют для вас большую привлекательность, чем 6 руб., и если бы вы произвели покупку, то получили бы определенный выигрыш.

Покупатель приобретает товар определенного вида в таком количестве, что предельная полезность последней покупаемой единицы, выраженная в денежной форме, равна цене товара. Но предельная полезность каждой предшествующей единицы больше, чем последующей (закон Госсена), а цена у всех единиц одинакова. Таким образом, полезность каждой единицы покупки, за исключением последней, больше той цены, которую покупатель за нее платит, и в целом, произведя покупку, оказывается в выигрыше.

Предположим, некому индивиду на обед необходимо 10 бутербродов. С точки зрения теории затрат стоимость каждого бутерброда, если его вынести на продажу, рассчитывается как сумма затрат на хлеб, колбасу плюс труд человека на его изготовление. Она-то и составит рыночную стоимость, лежащую в основе рыночной цены, которая для всех бутербродов будет одинаковой. С точки зрения теории предельной полезности самым ценным и желанным для индивида будет первый бутерброд, т.к. он утолил бы его самый большой голод. Подчиняясь этому непреодолимому чувству, он мог бы заплатить за него значительно большую цену, чем его рыночная цена. Чуть меньшей полезностью обладают второй и третий бутерброды. Если бы ему пришлось их покупать, он бы купил их по более высокой цене, чем рыночная, но пожелал бы заплатить меньше, чем за первый. Четвертый и пятый бутерброды дают чувство удовлетворения и постепенного насыщения, поэтому их полезность еще больше сокращается. Поэтому потребитель готов за них заплатить цену большую, чем рыночная, но меньше, чем за второй и третий.

После того, как чувство голода ушло, полезность шестого, седьмого и восьмого бутербродов резко снижается, т.к. они перестают быть для покупателя столь же желанными как первый. С точки зрения удовлетворения потребности появляется альтернативность в потреблении девятого и десятого бутербродов – то ли их есть, то ли не есть. В этом случае их предельная полезность будет минимальной. Возможно, что предельная полезность вообще станет равна нулю, в таких случаях о благе говорят, что «он и даром не нужен».

Таблица 1. "Прибыль" и излишек потребителя

Объем покупки Общая полезность, руб. Общие затраты, руб. "Прибыль", руб.
1 2 3 4 5 6 4 7 9,2 10,7 11,5 11,8 2 4 6 8 10 12 2 3 3,2 2,7 1,5 -0,2

Понятие излишка потребителя связано с рациональностью поведения покупателя на рынке данного товара. Из множества всех товаров потребитель выбирает такой набор благ, который доставляет ему некоторую полезность в пределах бюджетного ограничения. Но на рынке отдельного товара бюджетное ограничение действует иначе: потребитель не может истратить весь свой бюджет на приобретение данного товара, и должен сам решить, какую часть денег истратить на данный товар, а какую - на все остальные. Если бы он попытался максимизировать полезность от потребления данного товара, то эта попытка осуществлялась бы за счет других товаров и, в конечном счете, потребитель действовал бы в ущерб себе. Значит, рациональность потребителя на рынке определенного товара состоит не в максимизации полезности потребления этого товара, а в чем-то ином.

Введем вспомогательное понятие "прибыли" потребителя, измеряя ее как разность между общей полезностью (TU) данного товара и затратами на покупку С = Р0q при фиксированной цене Р0. При увеличении объема покупки до 3 единиц "прибыль" растет, так как предельная полезность каждой очередной единицы выше затрат на нее. Но покупка 4-й (а тем более 5-й) булочки была бы "убыточной", так что "прибыль" максимальна при переходе предельной полезности через уровень рыночной цены, хотя общая полезность продолжает возрастать. На рынке данного товара рациональный потребитель стремится к максимуму того, что мы здесь назвали его "прибылью", а максимально достижимое значение "прибыли"- это и есть излишек потребителя.

Данное утверждение носит достаточно общий характер. На рис. 3 графически представлены общая полезность (кривая TU) и затраты (прямая С) в зависимости от объема q для некоторого бесконечно делимого товара. Объем спроса р0 соответствует точке, в которой предельная полезность (ей соответствует угол наклона касательной к TU) совпадает с ценой (с углом наклона прямой С).

В этой точке возвышение кривой TU над прямой С максимально и равно W.

Полезность в этой лекции выражена в денежной форме как предельная цена, которую потребитель согласен платить при данном объеме покупки и при фиксированных прочих условиях: 1. при определенном доходе, 2. при заданных ценах на все другие товары. С изменением цены на данный товар потребитель перераспределил бы свои траты между различными товарами и услугами в соответствии со своими предпочтениями, и кривая спроса учитывает эти процессы в неявном виде.

Рис. 1. Общая полезность, затраты и излишки потребителя

Излишек потребителя - весьма полезная характеристика потребления. В целом прирост излишка потребителя характеризует изменение его благосостояния. Первым, кто увидел в нем мощное средство экономического анализа, был Ж. Дюпюи. Примерно полвека спустя к тем же результатам, но на более высоком уровне теоретического обоснования, пришел А. Маршалл. Однако приведенное здесь определение величины излишка потребителя не является единственно возможным. Спустя еще полвека после работ А. Маршалла новый подход к его измерению предложил Дж. Хикс.

Рассмотрим карту безразличия потребителя в пространстве двух товаров. Один из них - это данный товар, и q обозначает его объем; другой - это все остальные товары; их объем выражен в денежной форме и обозначен Z. Поскольку цены на эти товары принимаются неизменными, такое представление вполне уместно. Если бы данного товара не существовало, весь доход тратился бы на другие товары и равновесие потребителя соответствовало бы точке на оси координат, в которой объем Z равен доходу Y (рис. 4). В этой же точке оставался бы потребитель и в случае слишком высокой цены данного товара. При этом уровень его благосостояния соответствует кривой безразличия u1.


Рис. 2. Компенсированное (Y+ - Y) и эквивалентное (Y - Y-) изменения дохода.

Пусть теперь на рынке устанавливается цена Р0, равновесие потребителя смещается в точку Е с объемом спроса q0. Этому положению соответствует более высокая кривая безразличия u2у. Если теперь потребителя лишить возможности пользоваться интересующим его товаром, то для сохранения его благосостояния следовало бы увеличить его доход до значения Y+. Разность Y+ - Y называется компенсированным изменением дохода и служит еще одной мерой излишка потребителя.

С другой стороны, уровень безразличия, определяемый кривой u1, может быть достигнут при цене Р0 и доходе Y-, меньшем первоначального уровня Y. Разность Y - Y- - это часть дохода, которой потребитель готов пожертвовать ради возможности покупать товар при цене Р0; она называется эквивалентным изменением дохода и служит мерой излишка потребителя.

В заключение дадим четкое определение потребительского излишка.

Излишек потребителя – это дополнительная полезность, полученная потребителями в процессе рыночного обмена благодаря тому, что фактически уплаченная ими за благо цена ниже той, которую они готовы платить за него.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: