Ценовая дискриминация в условиях чистой монополи

Рассматривая предельный доход монополии, мы говорили о том, что снижение цены каждой последующей единицы товара означает и снижение цены предшествующих единиц продукции фирмы-монополиста. А может ли несовершенный конкурент поступить так: первую единицу товара про­дать по цене 41, вторую - по цене 39, третью - по цене 37 руб. и т.д.? Тогда бы монополист продал бы каждому покупателю товар по максималь­ной цене, которую он готов заплатить.

Так мы подошли к практике ценообразования, которая называется це­новой дискриминацией: продажа одного и того же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причем раз­личия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства. Слово «дискриминация» здесь означает не ущемление чьих-либо прав, а «разделение». Смысл проведения политики ценовой дискриминации состоит в стрем­лении монополиста присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою прибыль. В зависимости от того, в какой степени это ему удается, ценовая дискриминация подразделяется на три вида: дис­криминация первой, второй и третьей степени. Рассмотрим подробно каж­дый из этих видов.

При ценовой дискриминации первой степени, или совершенной це­новой дискриминации монополист продает каждую единицу товара каж­дому покупателю по его резервированной цене, т. е. той максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить за данную единицу товара. Это означает, что весь излишек потребителя присваивается монополистом, а кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на его продукцию (см. рисунок ниже)

.

Допустим, что предельные издерж­ки являются неизменной величиной. При проведении ценовой дискримина­ции первой степени монополист прода­ет первую единицу товара Q1 по ее ре­зервированной цене P1, то же самое ка­сается и второй (продается Q2 по цене Р2), и последующих единиц товара. Другими словами, из каждого покупа­теля «выжимается» максимум того, что он готов заплатить. Тогда кривая MR совпадет с кривой спроса D, а объем продаж, максимизирующий прибыль, соответствует точке Qn, т. к. именно в точке Е кривая предельных издержек (МС) пересекается с кривой спроса D (MR) дискриминирующего монопо­листа. Следовательно, предельный доход от продажи дополнительной едини­цы продукции в каждом случае будет равен ее цене, как и в условиях со­вершенной конкуренции. В результате прибыль монополиста возрастет на величину, равную излишку потребителя (верхний треугольник). Однако, такая ценовая политика весьма редко встречается на практике, так как для ее осуществления монополист должен обладать удивительной проницательностью и точно знать, какова максимальная цена, которую каж­дый покупатель готов заплатить за каждую единицу данного товара.

Ценовая дискриминация второй степени - это ценовая политика, суть которой заключается в установлении различных цен в зависимости от ко­личества покупаемой продукции. При покупке большего количества това­ров потребителю устанавливают более низкую цену за каждый экземпляр товара. Другой пример: существуют различные тарифы на про­езд в метро в зависимости от количества поездок. Можно сказать, что мет­рополитен осуществляет политику ценовой дискриминации второй степе­ни. Очень часто проведение ценовой дискриминации второй степени выс­тупает в виде различных ценовых скидок (дисконтов).

Ценовая дискриминация третьей степени - это ситуация, когда мо­нополист продает товары разным группам покупателей с различной элас­тичностью спроса по цене. Здесь происходит не разделение цен спроса на отдельные экземпляры или объемы товаров, а сегментация рынка, т. е. раз­деление покупателей на группы в зависимости от их покупательной спо­собности. Монополист создает, упрощенно говоря, «дорогой» и «дешевый»

рынки. На «дорогом» рынке спрос низкоэластичен, что позволяет монополии увеличить выручку за счет повышения цены, а на «дешевом» — высокоэла­стичен, что дает возможность увеличить общую выручку за счет продажи большего количества продукции по более низким ценам. Са­мая сложная проблема ценовой дискриминации третьей степени - надежно отделить один рынок от другого, т. е. «дорогой» от «дешевого». Если этого не сделать, то идея максимизации прибыли не будет реализована. Ведь по­требители «дешевого» рынка купят на нем продукцию по низким ценам и перепродадут ее на «дорогом» рынке. Приведем конкретный пример дос­таточно надежного разделения рынка: в музее изобразительных искусств билеты для школьников и студентов всегда дешевле, чем для взрослых по­купателей. Администрация музея продает дешевые билеты только при предъявлении соответствующего удостоверения, и визуально убедившись в возрасте покупателя. Представить себе ситуацию, когда предприимчивые школьники будут скупать партии дешевых билетов и потом перепродавать их у входа взрослым посетителям по ценам более низким, чем установле­но музеем для взрослых людей, невозможно. Ведь если даже пожилой любитель искусства воспользуется услугами юного бизнесмена, на контрольном входе ему придется предъявить не только дешевый билет, но свой цветущий юный вид.

Поясним идею ценовой дискриминации третьей степени графически.

На рисунке выше показаны рынки, на которых действует дискриминирующий моно­полист: случаи а и б. Предположим, что предельные издержки МС одина­ковы при продаже продукции по разным ценам. Пересечение кривых МС и MR определяет уровень цены. Поскольку ценовая эластичность на «доро­гом» и «дешевом» рынках разная, постольку и цены на них окажутся раз­личными в результате ценовой дискриминации. На «дорогом» рынке моно­полист установит цену Р1 и объем продаж составит Q1. На «дешевом» рын­ке цена будет на уровне Р2 и объем продаж Q2. Валовой доход во всех слу­чаях показан прямоугольниками. Сумма площадей прямоу­гольников в случаях а) и б) окажется выше, чем площадь, обозначающая валовой доход у монополиста, не проводящего ценовую дискриминацию (случай в).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: