Тема 9. Распределение национального дохода. Социальная политика государства

Главным звеном в социальной деятельности государства является политика формирования доходов населения.

Доход – сумма денежных средств, полученных за определенный промежуток времени и предназначенный для приобретения благ и услуг.

Источники денежных доходов: от труда, от собственности, социальные выплаты (трансферты).

Процесс формирования доходов упрощенно можно представить при помощи логической схемы:

Доход от трудовой деятельности (заработная плата) + Доход от предпринимательской деятельности (прибыль) + Доход от собственности (рента, процент)
= Факторные доходы + Трансферты
= Личный доход – Налоги и другие обязательные платежи
= Располагаемый доход

Функциональные доходы – доходы собственников на различные факторы производства, они отражают долю заработной платы, процента, ренты прибыли в национальном доходе.

Персональные доходы – распределение национального дохода между гражданами страны, независимо от того, какие факторы производства им принадлежат. Здесь важно, какую долю национального дохода получают, например, 10% наиболее бедных и 10% наиболее богатых семей.

Номинальный доход – количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода.

Реальный доход – количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, то есть с поправкой на изменение уровня цен.

Распределение доходов – важная социально-экономическая проблема. Неравенство в распределении доходов показывает кривая Лоренца и коэффициент Джини (G).

G изменяется от 0 до 1, т.е. 0< G <1.

Социальные гарантии в условиях рынка. Обеспечение социальной и экономической стабильности путем проведения активной экономической и социальной политики является важнейшей задачей социального рыночного хозяйства.

Рынок не обеспечивает своим участникам гарантированного уровня благосостояния. Доходы различных групп населения зависят от того, какими факторами производства они владеют, как складываются отношения спроса и предложения на эти факторы. В этом заключается "справедливость рынка". Между тем, большое число людей не обладает значительным имуществом, у людей разные способности, уровни здоровья, имеются неполные семьи, дети-сироты, одинокие больные старики. При анализе типов экономических систем было показано, что в условиях "чистого капитализма" XVIII-XIX вв. не существовало механизма социальной защиты граждан в случаях безработицы, разорения, болезни, старости. Больные и бедные могли рассчитывать лишь на помощь церкви и благотворительность, которую христианская религия провозглашает одной из обязанностей состоятельных людей. Таким образом, "рыночная справедливость" отличается от "социальной справедливости", предполагающей, прежде всего, равенство возможностей и достойный уровень существования для различных людей. Восстания и революции неимущих против социальной несправедливости потрясали Европу на протяжении XIX и в начале ХХ веков.

Неравенство в распределении доходов имеет свои причины: разные способности людей, различия во владении собственностью, различия в образовательном уровне, различное отношение к труду при прочих равных условиях и др. Поэтому существуют бедные и богатые.

Бедность в социальном законодательстве измеряется с помощью прожиточного минимума: население, имеющее доходы ниже этого минимума, признается бедным.

Прожиточный минимум (минимальная потребительская корзина) включает в себя затраты на продукты, необходимые для удовлетворения только главных физиологических потребностей, без учета непродовольственных товаров (одежды, обуви и т.д.). В России минимальная потребительская корзина включала 19 видов продуктов питания, а с ноября 1993 г. – 25 видов, с конца 1998 г. – 33 вида.

Социальный минимум представляет собой минимум товаров и услуг, которые общество признает необходимым для поддержания приемлемого уровня жизни. Помимо удовлетворения минимальных физиологических потребностей он включает затраты на минимальные духовные и материальные запросы.

Доля населения, находящегося за "чертой бедности", является важнейшим показателем уровня жизни.

Уровень жизни населения – это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными товарами, продуктами питания, жилищем и т.д.).

Качество жизни – более сложный показатель, включает в себя кроме уровня жизни такие показатели, как условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и т.д. Оба показателя изменяются во времени и пространстве.

Два подхода к осуществлению политики доходов:

1) социальный – общество должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже "черты бедности";

2) рыночный – задача государства не гарантирование какого-либо уровня дохода, а создание условий для экономической активности и повышения доходов каждым.

В социальной рыночной экономике признается право людей на определенный стандарт благосостояния, и государство берет на себя обязанность проведения широких социальных мероприятий, гарантирующих это право.

Таким образом,необходимость активной социальной политики в современной смешанной рыночной экономике вытекает из:

1) стремления государства обеспечить социальную стабильность путем защиты населения от негативных сторон рынка – отсутствия гарантий полной занятости и стабильного уровня цен; неустойчивого, циклического характера развития экономики; отсутствия стимулов для производства товаров и услуг общественного пользования;

2) из потребностей самой современной рыночной экономики – современ­ному производству требуются квалифицированные, образованные, здоровые работники, а также широкий рынок сбыта для все более разнообразной высокотехнической и качественной продукции;

3) из потребностей общества в воспроизводстве здорового населения, недопущения депопуляции (снижения численности населения страны).

В чем же суть государственной социальной политики?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: