Тема 10. Экономический рост

Социальная политика государства – это одно из направлений государственного вмешательства в социально-экономическую жизнь общества, заключающееся в предоставлении населению гарантированного уровня потребления, мер социальной защиты и разнообразных социальных услуг за счет перераспределения доходов через государственный бюджет.

Социальная защита населения – это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу тех или иных причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

Основные принципы социальной защиты:

· гуманность;

· адресность;

· комплексность;

· обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной защиты – это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также учреждений по поддержке социально уязвимых слоев населения. Она включает в себя:

· Социальное обеспечение – возникло в России в 20-е годы и означает создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория, по сути, идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике. Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей – бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр., семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных учреждениях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

· Социальные гарантии – предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ; социальные льготы – это система общественных гарантий, предоставляемых на основе упомянутых принципов отдельным группам населения (инвалиды, ветераны труда). В нашей стране к социальным гарантиям относят гарантированное бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное образование, а также минимальный размер оплаты труда и пенсии; пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет; ритуальное пособие на погребение и др.

· Социальное страхование – защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно – дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования – обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется прежде всего путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг учреждений здравоохранения, профессионального обучения и пр., связанных с восстановлением трудоспособности.

· Социальная поддержка (помощь) – предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений.

В современных промышленно развитых странах прожиточный минимум является тем показателям, к которому обычно привязываются многие социальные гарантии – минимальная заработная плата, минимальная пенсия и пр. К сожалению, в нашей стране пока он не выполняет такой функции.

В России и в других бывших социалистических странах переход к рынку сопровождался расстройством сложившейся системы социального обеспечения населения, сокращением финансово-экономических возможностей государства, переходом в значительной мере к системе "самообеспечения" населения. В настоящее время идет подготовка к дальнейшему реформированию системы социальной защиты. Предполагается введение ограничений величины выплат по временной нетрудоспособности (в том числе по беременности и родам), сокращение числа социальных льгот различным группам населения, снижения возраста детей, на которых выплачиваются пособия, а также выплат их только населению с низкими доходами. Главной целью такого реформирования была провозглашена экономия денежных средств государства путем обеспечения большей адресности и эффективности системы социальной защиты. Однако, следует иметь в виду, что число нуждающихся в России чрезвычайно велико, а неустойчивость экономического и социального положения в стране лишает гарантий и уверенности в завтрашнем дне практически каждого человека. В этих условиях успех дальнейших преобразований экономики в значительной мере зависит от активизации социальной политики, направленной на смягчение негативных последствий ускоренного перехода к рынку.

Благотворительность. Исторической предшественницей, а также составной частью современной системы социальной защиты населения является благотворительность. В "Толковом словаре" В. Даля это слово означает "благотворение, добродейство, делание добра". Благотворительность тесно связана с милосердием, определяемым В. Далем как "сердолюбие сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность: милосердствовать – значит соболезновать, сострадать, жалеть или желать помочь".

В настоящее время под благотворительностью понимается оказание частными лицами или организациями помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Благотворительность развивалась от подаяния и милостыни до создания системы законов и мощных организаций и фондов.

Объектами благотворительности, как правило, являются люди. страдающие от тяжелых заболеваний, инвалидности, имеющие ограниченные возможности жизнедеятельности, а также дети и взрослые, чье развитие существенно отличается от общепринятых норм.

Источниками финансирования благотворительной деятельности являются, главным образом, пожертвования, дары, платежи частных лиц, а также организаций.

Специалисты выделяют несколько этапов развития благотворительности в России:

I этап – XI-XVI века. Развитие простейших форм благотворительности. Так, в Киевской Руси Великий Князь Владимир кормил на княжеском дворе нищих, посылал продукты больным. Есть свидетельства, что при нем были открыты первые больницы.

II этап – с XVII в. до реформы 1861 г. Зарождаются государственные формы благотворительности. Формируются две формы социальной помощи – создание закрытых учреждений (приютов, богаделен), а также назначение пособий и т.д. Основываются учебные заведения – "общество благородных девиц", "шляхетский кадетский корпус" и др.

III этап – 60-е годы XIX в. – начало ХХ в. В этот период развивается частная благотворительность, меценатство. Благотворительность все более превращается в важное общественное движение. К концу XIX в. в России насчитывалось более 14 тысяч благотворительных организаций.

IV этап – после 1917 г. до середины 80-х годов. В общественной практике понятие благотворительности обычно не использовалось, но велась активная работа по поддержке детей, женщин, молодежи и ветеранов, были созданы многие общественные организации.

V этап – с конца 80-х годов по настоящее время. Идет бурный процесс развития благотворительных организаций, распространения деятельности международных и зарубежных фондов на территории нашей страны. Первыми благотворительными фондами были Детский фонд, возникший в 1987 г., Фонд культуры, Фонд милосердия и здоровья. В настоящее время в России зарегистрированы тысячи общественных объединений, многие из которых могут быть отнесены к благотворительным. Ряд из них поддерживают безнадежно больных, такие, как организация "Хоспис", другие обслуживают людей определенных профессий, а также инвалидов, душевнобольных, заключенных, детей-сирот и многодетные семьи, осуществляют защиту жертв экологических катастроф, беженцев, бездомных и безработных.

В Москве зарегистрировано несколько сотен организаций, имеется Городской Благотворительный совет, реализуются городские благотворительные программы, например программа "Дети улиц" по профилактике безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних. Открываются ночлежные дома, заведения для пребывания детей, общественные столовые, центры поддержки семьи, создаются "телефоны доверия".

Благотворительные организации во многом дополняют государственную деятельность по социальной защите населения.

Пределы (последствия) социальной активности государства. Обоснование социальной деятельности государства не предполагает автоматически ее объем и интенсивность. Когда пытаются осуществить оптимальное разграничение задач между рынком и государством, в качестве основного принципа выдвигают положение: "столько рынка, сколько возможно, и столько государства, сколько необходимо". Таким образом, проблема ограничивается, но однозначного ее решения нет.

Не существует единого мнения о принципах социальной политики. Имеется подход, рассматривающий социальную политику с точки зрения рыночных отношений: совокупность отношений, возникающих между населением, предъявляющим спрос на социальные программы, и государственными органами, предлагающими эти программы, – это государственный рынок социальных программ. А поскольку указанная модель несовершенна, на этом рынке не существует эффективного равновесия между потребностями и бюджетными возможностями индивида, с одной стороны, и размерами и стоимостью государственных социальных программ – с другой. В этой связи, практически каждый член сообщества никогда не будет удовлетворен тем, сколько он получает социальных благ и какие налоги ему приходится платить.

Некоторые экономисты считают, что при реализации социальных программ необходимо руководствоваться принципом "издержки-доход".

Другая группа полагает, что большинство общественных благ имеет огромный социально-политический эффект, который несравним с материальными издержками. А система социального обеспечения может считаться эффективной, даже если издержки больше дохода, но соблюдается принцип социальной справедливости и сохраняется социальная стабильность в обществе.

Экономический рост – сущность и факторы. Под экономическим ростом (ЭР) понимается долговременное устойчивое развитие экономики, то есть процесс поступательного увеличения национального дохода и валового национального продукта в долгосрочном периоде без нарушений равновесного состояния в краткосрочных промежутках.

Экономический рост измеряется двумя способами:

1) реальное приращение объема национального продукта в результате увеличения количества используемых ресурсов или совершенствования техники и технологии.

2) увеличение реального ВНП или реального дохода на душу населения.

Теория экономического роста призвана дать ответы на следующие взаимосвязанные вопросы:

· что является источниками экономического роста;

· почему в одних странах наблюдается активный рост экономики, тогда как в других в течение длительного времени наблюдается застой, то есть, что определяет темпы экономического роста;

· каковы условия долгосрочного равновесия в экономике при постоянном росте выпуска, возможно ли долговременное поступательное развитие экономики без нарушения равновесных состояний на краткосрочных временных интервалах;

· наконец, какие темпы и какой характер экономического роста можно считать оптимальными, то есть в наибольшей степени соответствующими целям устойчивого развития экономики?

При исследовании проблем экономического роста существуют два взаимодополняющих друг друга подхода:

1. Первый подход связан с проведением эмпирического анализа темпов ЭР, выявлением источников экономического роста и количественными оценками вклада различных факторов роста.

2. Второй подход направлен на анализ условий долгосрочного равновесия и устойчивости экономического развития и на выявление критериев оптимальности экономического роста.

Анализ вопроса об источниках роста преимущественно основывается на предпосылке о том, что принципиально возможны лишь два источника ЭР: увеличение предложения факторов производства и рост производительности факторов, отражаемый в изменении технологии производства.

Типы экономического роста:

1) экстенсивный – увеличение производственных мощностей в результате увеличения количества используемых факторов производства.

2) интенсивный – увеличение производственного потенциала в результате совершенствования техники и технологии;

3) смешанный (реальный) – увеличение производственных мощностей в результате увеличения количеств используемых факторов производства и совершенствования технологии;

Важен вопрос о факторах экономического роста:

1) факторы спроса;

2) факторы предложения (количество и качество природных ресурсов, объем основного капитала, технология производства);

3) факторы распределения.

Таким образом, данный вопрос сводится к выявлению количественных взаимосвязей между ростом предложения и производительности факторов, с одной стороны, и уровнем выпуска – с другой. Наибольшее распространение получили так называемые факторные модели экономического роста. Для построения факторной модели ЭР используют агрегированную производствен­ную функцию.

Производственная функция связывает величину выпуска в экономике с затратами факторов производства и уровнем технологии.

Совокупный продукт Y есть функция от затрат труда L, капитала К и природных ресурсов N:

Y = f (L,K,N) – это производственная функция с постоянной отдачей от масштаба[5], тогда показатели экономического роста пофакторно будут:

2) Y/L – производительность труда;

3) L/Y – трудоемкость продукции;

4) Y/K – производительность капитала;

5) K/Y – капиталоемкость продукции;

6) Y/N – производительность природных ресурсов;

7) N/Y – ресурсоемкость продукции.

При экономическом росте – 2, 4, 6 – растут;

3, 5, 7 – падают.

8) K/L – капиталовооруженность труда.

Важны показатели предельной производительности применительно к каждому отдельному фактору при неизменности остальных

тогда общий объем выпуска – это сумма произведений величины каждого из используемых факторов на его предельную производительность:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: