Основные этапы формирования КНР

Китайская Народная Республика находится в юго-восточной части евроазиатского континента, прилегающей к Тихому океану. По площади (9,6 млн. кв. км) Китай занимает третье место в мире, уступая лишь России и Канаде. В акваториях Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей ему принадлежит более 5,4 тыс. островов общей площадью свыше 80 тыс. кв. км. Крупнейшими из них являются Тайвань (36 тыс. кв. км) и Хайнань (34 тыс. кв. км). Общая протяженность береговой линии 32 тыс. км, сухопутных границ – 22,8 тыс. км. На суше КНР граничит с Россией, КНДР, Монголией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном, Индией, Непалом, Бутаном, Мьянмой, Лаосом, Вьетнамом.

Со дня образования КНР ее положение в мировом хозяйстве кардинально изменилось. Она превратилась из отсталой в промышленно-аграрную страну, поставившую цель достичь в первой половине XXI в. высокого уровня развития и стать одной из ведущих держав мира.

В последние десятилетия в стране осуществлялся перевод хозяйства от централизованно планируемой экономики к рыночным методам регулирования. По социально-экономической характеристике хозяйства КНР скорее относится к группе стран с переходной экономикой, чем к развивающимся странам.

В хозяйственном развитии КНР выделяются несколько периодов, характеризующихся разными режимами воспроизводства, подразделяющихся в свою очередь на подпериоды.

Для первого периода (50—70-е годы) характерна политика индустриализации на основе централизованного планирования, для второго периода (80—2000-е годы) — развитие индустриализации, основанной на рыночных отношениях и преобразованиях методов регулирования и производственной деятельности государства.

В первом периоде в свою очередь можно выделить два подпериода — 50-е и 60—70-е годы. В 50-е годы проводилась индустриализация, основанная на государственной собственности и централизованного распределения производственных средств. Были национализированы предприятия, которые принадлежали иностранному капиталу и компрадорской буржуазии, проведены аграрные реформы. В этот период создавались новые отрасли промышленности, в создании которых активное участие принимал Советский Союз.

В конце 50-х годов в руководстве компартии и государства возобладали взгляды о возможности в короткий срок догнать по объему производства ведущие западные страны — теории «большого скачка», народных коммун. Стимулировалась деятельность кустарной промышленности, в том числе производства тяжелых отраслей. В сельском хозяйстве проводилась быстрая коллективизация с обобществлением сельхозугодий и организацией производства по фабричному принципу. Оно сократило имущественное неравенство в сельской местности, создало предпосылки для накопления капитала, развития инфраструктуры, обеспечило существование огромного растущего сельского населения, однако не привело к росту производительности труда и повышению жизненного уровня.

Пик подъема китайского хозяйства приходится на 1958 г. (21,3%) и пик падения – на 1961 г. (27,3%).

Таблица 17.1.

Темпы экономического развития КНР, % в среднем в год.

  1952-1957 1958-1965 1966-1978 1979-1997 1998-2006
Население 2,4 1,5 2,2 2,0 1,3
ВВП 9,2 3,8 6,2 6,1 9,8
Сырьевые отрасли 3,8 0,4 2,4 2,1 5,0
Промышленность и строительство 19,7 8,1 10,3 11,0 11,9
Сельское хозяйство 4,5 1,2 4,0 2,7 6,6
Услуги 6,6 3,7 5,0 6,0 10,6
ВВП на душу населения 6,2 3,0 5,7 4,0 8,4
Экспорт   15,0 1,8 7,8 10,0 16,7

Источник: World economy and China. Completed by editorial of the journal World economy and China. 2007. P. 587.

Для второго периода экономического развития КНР характерен переход от централизованно планируемой экономики к рыночным отношениям. Этот переход рассматривается в КНР в качестве сложной и масштабной задачи, которая требует системного подхода и длительного периода времени. Он имеет прямую связь с изменением социальной структуры хозяйства и общества. В основу стратегии преобразований были положены трактовка социализма как «планового товарного хозяйства», использование разнообразных форм собственности и форм хозяйствования и строгий государственный контроль.

Первый подпериод преобразований в режиме воспроизводства охватывал 80-е годы. Для данного периода характерно совершенствование сложившейся к тому времени системы планового хозяйствования с целью создания социалистической товарной экономики. Реформа хозяйственного механизма вплоть до 1993 г. была направлена на расширение хозяйственной самостоятельности государственных предприятий, получивших права реализации внеплановой продукции (затем и плановой), изменения цен, выбора поставщиков и потребителей. Все крупные и средние государственные предприятия были переведены на подрядную форму хозяйственной ответственности, которая предусматривала заключение договора с вышестоящей организацией на определенный объем производства и сумму отчислений в государственный бюджет. Большое значение для экономического реформирования имела передача отдельных правомочий собственности от высшего к низшему административному звену и хозяйственным субъектам.

Итак, в 80-е годы перестраивался государственный сектор, создавалась система предприятий, которые были ориентированы на принципы коммерческой деятельности. Государство создавало систему функционирования хозяйствующих субъектов и требовало соблюдения ими не только корпоративных, но и общегосударственных интересов. Однако, государства не передавало государственные предприятия в частную собственность. Главная цель реформирования заключалась в расширении хозяйственной самостоятельности предприятий и районов без кардинальных изменений в системе собственности.

Претерпела изменения система ценообразования. В 1990 г. рыночные цены распространились на половину розничного товарооборота, 30% его осуществлялось на основе твердых государственных цен и около 20% контролировалось по верхнему пределу. Становление рыночных отношений сталкивалось с межрегиональными «войнами» за сырье и другие средства производства.

В начале 90-х годов начался второй этап преобразований социально-экономической структуры хозяйства — период «углубления реформ», включающий широкое внедрение в хозяйство товарно-денежных отношений, постепенную демократизацию общественной жизни, но без посягательства как на приоритет общественной собственности, так и на решающую политическую и экономическую роль государства и коммунистической партии. Эти черты определили понятие «социализм с китайской спецификой».

С 1997 г. ускорился процесс разгосударствления промышленных предприятий. Мелкие и средние предприятия получили свободу в выборе формы хозяйствования: акционирование, аренда, перевод на положение коллективной организации или продажа в частные руки. Еще раньше была осуществлена широкая либерализация ценообразования. В стране сформировался рынок ценных бумаг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: