Глава 2. Социально-экономическая характеристика отдельных регионов и стран мира.
1. Страны Восточной Европы
После падения в 1989 г. Берлинской стены во всех странах региона начались широкомасштабные социально- экономические преобразования. Они проходили крайне болезненно и привели к резкому спаду деловой активности. По своим масштабам кризис в странах Восточной и Центральной Европы в 1989-1993 гг. некоторые экономисты и политики сравнивают с кризисом 30-х гг. Падение уровня производства достигло 30%, сбережения обесценились, средний реальный доход на душу населения сократился на 20-40%, уровень безработицы возрос до 15% экономически активного населения.
Но постепенно положение стабилизировалось, началось улучшение основных макроэкономических показателей. Рост ВВП начался в 1992 г. в Польше, в 1993 г. - в Румынии и Албании, в 1994 г. - в Венгрии, Чехии, Словакии. В 1996 г. рост был зарегистрирован уже во всех шести восточно-европейских странах - членах СЭВ. Но ни одна из них к началу 1996 г., т.е. через 5 лет после начала реформ, не достигла объема ВВП, который был до начала переходного периода.
|
|
Несмотря на то что в Центральной и Восточной Европе экономический рост продолжается пятый год, доля этого региона в мировом ВВП по сравнению с 1989 годом снизилась с 2,7 до 1,9%. Темпы и устойчивость положительной динамики существенно различаются по странам.
Переходный период в регионе еще не завершен. Даже наиболее преуспевающим странам предстоит провести многие структурные реформы, в частности реальную приватизацию, государственных предприятий и их реорганизацию, преобразование систем пенсионного обеспечения, здравоохранения и образования, организацию эффективных банковских и финансовых рынков.
В экономических преобразованиях стран Восточной Европы основная роль отводилась иностранным инвестициям. Предполагалось, что привлекательными для иностранных инвестиций в этом регионе были доступность квалифицированной и дешевой рабочей силы, удобное географическое положение вблизи рынков западных стран. Но на практике инвестиции оказались не очень значительными и неравномерно распределялись между странами. Наибольший объем инвестиций был направлен в Чехию и Венгрию. Это было связано с низкой стоимостью акций, скупив которые по достаточно низким ценам западные инвесторы покинули рынок этих стран.
Увеличение объемов ВНП и промышленной продукции, снижение уровня инфляции, рост внутренней и внешней торговли, связаны, по мнению западных экспертов, с вовлечением в оборот сбережений населения.
Фактором экономического роста в восточноевропейских странах также становится расширение внешней торговли. При этом, если с начала экономических реформ основной упор был сделан на партнерство с промышленно развитыми странами, то сейчас идут поиски путей взаимовыгодного сотрудничества этих государств друг с другом.
|
|
С распадом Советского Союза образовался ряд независимых государств, которые сегодня выступают в качестве самостоятельных субъектов мирового хозяйства. Однако их интеграции в мировое сообщество в качестве равноправных партнеров препятствует ряд причин. Переход к рыночной экономике в этих странах сопровождается глубоким экономическим кризисом, что затрудняет как их внутреннее развитие, так и установление внешнеэкономических связей.
Можно выделить следующие общие тенденции развития стран СНГ в последнее десятилетие:
· Общей чертой государств, образовавшихся после распада СССР, является глубокий спад производства. Так, падение производимого ВВП в среднем по СНГ за 1991-1996 гг. составило почти 50%. Современные масштабы производства не превышают уровня начала 70-х гг., и оно обеспечивает потребности населения и хозяйства на уровне, близком к критическому.
· Формируется неэффективная структура экономики и экспорта, в которой преобладает доля энерго-сырьевых и экологически "грязных" отраслей. Хотя сфера услуг и имеет некоторую тенденцию к росту, она представлена в основном финансово-посреднической деятельностью.
· Оказались невостребованными и образовали устойчивую кризисную зону машиностроительный комплекс, производство потребительских товаров и конструкционных материалов.
· Продукция государств Содружества имеет низкую конкурентоспособность не только на внешних рынках стран "дальнего зарубежья", но даже на своих внутренних рынках.
· Основные производственные фонды подверглись повышенному износу. В результате имеет место массовое качественное ухудшение их производственных характеристик. Эксплуатация изношенных основных фондов ведет к росту травматизма, удорожанию их содержания, росту себестоимости продукции. Все это делает невозможным выпуск конкурентоспособной продукции. Во всех республиках СНГ наблюдалось устойчивое ослабление инвестиционной активности. Сокращение капиталовложений в основные фонды в среднем по Содружеству в 1992-1996 гг. составило около 65%.
· Сокращаются фундаментальные научные исследования, ухудшаются условия материально-технического обеспечения НИОКР, быстро сокращаются наукоемкое и высокотехнологичное производство.
· В результате сокращения объемов производства уменьшается спрос на рабочую силу, растет явная и скрытая безработица, происходит деквалификация трудового потенциала, и особенно в наукоемких отраслях. Причем это происходит на фоне сокращения численности населения в некоторых странах СНГ.
· Снижается уровень доходов населения, усиливается их дифференциация по социальным слоям, регионам. Это влияет на качество жизни и здоровье людей.
· Обостряются национальные и межэтнические проблемы, растет преступность. Общество находится в состоянии социальной и политической нестабильности, имеет место кризис власти.
· Переориентация во внешнеэкономической деятельности на партнеров из числа стран "дальнего зарубежья" в связи с неэквивалентностью торгового обмена между государствами Содружества и растущими взаимными неплатежами.
Все это ограничивает реальные возможности оживления экономик входящих в СНГ стран, расширение степени их участия в международном разделении труда.
Тем не менее некоторые успехи экономических реформ в странах Содружества наметились. К концу 1997 г. в большинстве стран прекратился длительный экономический спад и возобновился рост, за исключением России, Украины и Молдавии. Но в 1990-1996 гг. производство ВВП уменьшилось на 47%. В результате их совокупный удельный вес в мировой экономике снизился с 6,1% в 1989 г. до 2,7% в 1996 г. (в России соответственно с 3,7% до 1,8%). За это же время показатели ВВП на душу населения сократились в 1,5-4 раза и во всех странах опустились ниже среднемирового уровня.
|
|
Кризисные явления в странах Содружества вызваны в значительной мере нарушением хозяйственных связей между бывшими республиками СССР. По некоторым оценкам, разрыв этих связей обусловил около трети общего экономического спада в странах СНГ (без учета России).
Непосредственно для России разрыв межреспубликанских связей означает возникновение дисбаланса между экономическим потенциалом страны и реальным уровнем ее производства, который снизился более чем в два раза. Происходит нарастание диспропорций между потребностями российской экономики и масштабами инвестиций.
Обострились проблемы продовольственной безопасности России. Потеряв традиционных поставщиков сельскохозяйственной продукции и сырья из бывших союзных республик и разрушив при этом собственную продовольственную базу, наша страна попала в состояние критической зависимости от импорта продовольствия и сырья, причем далеко не лучшего качества. Особенно это характерно для крупных городов (Москва, Санкт- Петербург и др.), где до 90% продовольствия является импортным.
Усилилась общая зависимость России от импорта высокотехнологичных товаров вследствие сворачивания производства в обрабатывающих отраслях промышленности России и других странах Содружества. Нарушился технологический процесс, особенно в условиях широкого использования таких форм специализации, как подетальная и поузловая. Бывший Советский Союз характеризовался высоким уровнем монополизма отдельных отраслей экономики. Поэтому после его распада некоторые страны лишились целых производств.
Несмотря на негативное влияние на экономику стран Содружества разрушения исторически сложившихся хозяйственных связей, в регионе преобладают центробежные тенденции. Хотя в последнее время постепенно приходит понимание того, что без восстановления эффективного взаимодействия между странами СНГ сложно преодолеть кризисные явления. Но это взаимодействие должно проходить на качественно новом уровне, с целью достижения как интересов каждого из партнеров, так и общих результатов развития.
|
|