Внешняя и внутренняя среда предприятия. Относительный показатель экономических рисков - степень риска. Он показывает, какова вероятность наступления случая потерь. Чем больше неопределенность

Относительный показатель экономических рисков - степень риска. Он показывает, какова вероятность наступления случая потерь. Чем больше неопределенность ситуации при принятии решения, тем выше риск.

Абсолютный показательриска- цена риска- фактические убыткипредприятия, затраты по их уменьшению и возмещению.

Как осуществить количественную оценку экономических рисков?

Выделим критерии, с помощью которых можно дать количественную оценку целесообразности принятия решения в условиях рынка:

Во-первых, решение, принимаемое в ситуации риска, необходимо оценить с точки зрения вероятности получения предполагаемого результата и возможности отрицательного отклонения от него. Наилучшим следует считать то решение, риск реализации которого меньше по сравнению с другими вариантами.

Во-вторых, должна оцениваться затратная сторона рискового решения. Иначе говоря, необходимо оценить затраты на осуществление рисковых вариантов. Предпочтительнее будет тот, который требует меньших затрат на осуществление по сравнению с затратами при осуществлении других вариантов.

В-третьих, критерием оценки является время, необходимое на реализацию принимаемого решения. Наиболее целесообразно принятие решения, осуществление которого требует меньшего времени по сравнению с другими.

Однако недостаточно оценить каждый из рассматриваемых вариантов решений по критериям вероятности, затрат и прибыли. Наиболее сложным является выбор такого из них, в котором совокупное значение этих показателей отклонения окажется оптимальным.

Как оценить риск реализации принятого управленческого решения?

После принятия управленческого решения Вам необходимо оценить возможный риск его реализации. Для этого:

1. Определите состав этапов реализации управленческого решения.

2. Выявите ключевые события каждого этапа, которые могут повлиять на дальнейшее развитие избранного варианта пути решения задачи.

3. Определите затраты времени реализации каждого этапа с учетом возможности наступления его ключевых событий.

4. Проведите качественную оценку вероятности достижения желаемого результата.

5. Рассчитайте стоимость каждого этапа реализации управленческого решения с учетом стоимости наступления ключевых событий.

Абсолютная величина экономических рисков, характеризующая принятие любого решения состоит из двух слагаемых:

расходов, необходимых для осуществления данного решения;

возможного ущерба, нанесенного этим решением.

Среди редупредительных мер важное место занимает страхование- система мероприятий по созданию денежного фонда из средств которого возмещаются потери. Различают имущественное, лчное и страхование перед третьим лицом. Предприятие может застраховаться в страховой компании, а может самостоятельно создать фонд риска(самозастраховаться).

Расходы по всем видам страхования относятся на себестоимость продукции.

Выводы и рекомендации

Риск – это неопределенность, связанная с принятием решений, реализация которых происходит с течением времени.

Ни одно предприятие не застраховано от возникновения и негативного влияния экономических рисков. Единственное, что может помочь Вам в наибольшей мере избежать катастрофических последствий, - это предусмотрительное выявление потенциально возможных для Вашего производства рисков, их оценка и анализ, а также разработка программы по предупреждению, минимизации и ликвидации последствий их пагубного воздействия.

Основные виды риска на предпрмятиях ОП:

конкуренция; политическая и экономическая ситуация

в стране; природоестественные риски (ураганы, землетрясения, наводнения, заморозки);

изменения валютных курсов; правовые риски (изменения в налоговом таможенном законодательстве), риск отсутствия возможности продлить действие лицензии, риск роста цен на продукцию; неисполнения обязательств поставщиками ресторана; риск, связанный с нехавткой квалифицированных кадров; риск воровства со стороны сотрудников; пожары на производстве, инфляционные риски, риск спроса и моды.

Основные проявления рисков у физических лиц:

1) при производственных рисках - потеря трудоспособности;

2) при финансовых рисках - невыполнение обязательств и операции с ценными бумагами;

3) при товарных рисках - безработица.

https://www.aup.ru/books/m170/1_3.htm

Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

ФАКТОРЫ внешней среды подразделяют на:

ФАКТОРЫ ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, к которым относятся поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и предприятия инфраструктуры (транспортные, поставляющие электроэнергию, воду, осуществляющие вывоз мусора).

Факторы косвенного воздействия включают природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.

Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.

Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.

Основными клиентами предприятий являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках:

- потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного потребления);

- производителей (организации, приобретающие продукцию производственно-технического назначения);

- промежуточных продавцов, приобретающих товары и услуги для последующей их перепродажи с прибылью для себя;

- государственных учреждений (оптовые покупатели продукции для государственных нужд);

- международном (зарубежные покупатели на ранее перечисленных типах клиентурных рынков).

Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.

Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции необходимо постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику.

Контактные аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигать поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации).

Косвенных факторов внешней среды больше, чем факторов прямого воздействия. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий.

Косвенные факторы:

Природные факторы. Для природной среды характерны: дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Демографические факторы. Для демографической среды характерны: увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих.

Снижение рождаемости уменьшает потребность в товарах на демографических рынках - детских, подростковых, молодежных, что вынуждает предприятия приспосабливать свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного и пенсионного возраста. Изменение структуры населения по возрастным группам привело к сокращению трудового потенциала, т.к. в трудоспособном возрасте во многих регионах оказалась меньшая часть населения. Это требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов.

Научно-технические факторы. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства.

Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса рубля относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.

Экологические факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.

Политические факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.

Международные факторы, к которым можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара и евро на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: