Классификация цен по характеру ценовой информации
Наименование цен
| Содержание
|
1. Цены фактических сделок
Твердые цены фактических сделок
Цены фактических сделок с последующей фиксацией
Подвижные (скользящие) цены
фактических сделок
| Содержат информацию о реальных ценах купли-продажи товаров (услуг) на рынке
Устанавливаются в момент оформления контракта и не изменяются в течение всего срока его действия
Используются в процессе исполнения контракта, в котором указаны момент и принципы фиксации
Определяются в момент заключения контракта, но оговаривается их изменение в зависимости от конъюнктуры рынка
|
2. Аукционные цены
| Информируют участников рынка о возможности покупки или продажи товара на аукционе
|
3. Биржевые цены
| Содержат информацию о результатах биржевых торгов
|
4. Справочные цены
Цены предложения
Цены прейскурантов
| Информируют покупателей об условиях продажи товаров (услуг) производителем (продавцом)
Устанавливаются производителями без согласования с потребителями
Публикуются фирмами-производителями, часто с краткой характеристикой
|
5. Ценовые индексы
Ценовой индивидуальный
индекс
Ценовой сводный индекс
| Информационные показатели динамики цен за определенный период времени
Информирует о динамике цен отдельных товаров (услуг)
Содержит информацию о динамике цен группы товаров (услуг)
|
Стратегии конкурентного ценообразования. Эти стратегии строятся на учете конкурентоспособности фирмы посредством цен. К стратегиям конкурентного ценообразования относятся:
стратегия проникновения на рынок — основана на использовании экономии за счет роста масштаба производства. Эта стратегия используется для внедрения новых товаров на рынок;
Стратегии дифференцированного преобразования
|
| Стратегии конкурентного ценообразования
|
| Стратегии ассортиментного ценообразования
|
Стратегия смешанных наборов
| |
Стратегия «по кривой освоения»
| |
Стратегия перио-дических скидок
| |
Рис. 20.3 Ценовые стратегии
стратегия «по кривой освоения» — базируется на преимуществах приобретенного опыта и относительно низких затратах по сравнению с конкурентами. При использовании этой стратегии покупающие товар в начале делового цикла получают экономию по сравнению с последующими покупателями, так как они покупают товар по цене более низкой, чем готовы были заплатить;
стратегия сигнализирования ценами — строится на использовании фирмой доверия покупателя к ценовому механизму, созданному конкурирующими фирмами. Сигнализирование ценами привлекает новых или неопытных покупателей на рынке, которые не осведомлены о конкурентных товарах, но считают качество важным. Пример использования такой стратегии — успех некоторых дорогих, но низкокачественных товаров;
географическая стратегия — относится к конкурентному ценообразованию для сопряженных частей рынка. Эта стратегия в зарубежной практике называется ФОБ (франко-станция отправления). Стратегии ассортиментного ценообразования. Данные стратегии применимы, когда у фирмы имеется набор аналогичных, сопряженных или взаимозаменяемых товаров. К стратегиям ассортиментного ценообразования относятся:
стратегия «набор» — применяется в условиях неравномерности спроса на невзаимозаменяемые товары;
стратегия смешанных наборов — создает эффект сравнимой цены, набор предлагается по цене, которая намного ниже цен его элементов. Примерами данной стратегии служат сезонные билеты, комплексные обеды, наборы стереоаппаратуры и комплектующих деталей для автомобилей;
стратегия «комплект» — основана на различной оценке покупателями одного или нескольких товаров фирмы;
стратегия цен «выше номинала» — применяется фирмой, когда она сталкивается с неравномерностью спроса на взаимозаменяемые товары и может получить дополнительную прибыль за счет роста масштаба производства;
стратегия «имидж» — используется, когда покупатели ориентируются на качество исходя из цен на взаимозаменяемые товары. Ценовой стратегический выбор — это выбор стратегий ценообразования, основанный на оценке приоритетов деятельности фирмы. Каждая фирма в рыночных условиях имеет множество вариантов выбора ценовых стратегий. Цели фирмы и характеристики потребителей обусловливают этот выбор (табл. 20.10).
Таблица 20.10