Кредитно-денежная (монетарная) политика

Монетарная политика заключается в изменении денежного предложения (MS) с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Или иначе: монетарная политика вызывает увеличение MS во время спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает MS для ограничения расходов.

Денежно-кредитное регулирование, в отличие от бюджетного, опирается на инструментарии самого рынка. Такие показатели, как процентная ставка, объем денежных и кредитных ресурсов и некоторые другие становятся "ориентирами", индикаторами, на которые оказывается непосредственное воздействие и через которые передается "импульс" денежной политики. Применяя тот или иной индикатор, государство рассчитывает вызвать изменения в конъюнктуре рынка капиталов.

Конечная цель регулирования — влияние на экономическую конъюнктуру, создание условий для сбалансированного экономического роста. Необходимым условием достижения поставленных целей является адекватная реакция инвесторов и потребителей на изменения в объеме и структуре наличных денежных ресурсов. Сами денежные и кредитные факторы развития должны достаточно легко поддаваться регулированию.

Цели и инструменты монетарной политики можно сгруппировать следующим образом.

Конечные ( стратегические ) цели :

1) смягчение циклических колебаний производства и занятости.

2) обеспечение стабильного неинфляционного роста.

Промежуточные целевые ориентиры :

а) денежная масса;

б) ставка процента;

в) обменный курс.

Стратегическая цель монетарной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Однако текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем эта стратегическая цель.

Условием проведения полноценной монетарной политики является предварительное определение следующих основных параметров:

а) темпов роста цен (инфляции) и уровня инфляционных ожиданий (уровень инфляции является одним из условий определения величины процентной ставки, последняя позволяет оценить меру жесткости проводимой денежной политики);

б) денежного (кредитного) мультипликатора (величина мультипликатора является одним из условий определения меры достаточности эмиссионных решений);

в) фактического уровня процентной ставки;

г) состояния денежного рынка.

Методы регулирования в сфере денежно-кредитного обращения можно разделить на прямые и косвенные.

При прямом регулировании используются следующие инструменты: а) лимиты кредитования; б) прямое регулирование ставки процента;

Инструментами косвенного регулирования являются:

а) операции на открытом рынке;

б) изменение нормы обязательных резервов;

в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования)

г) добровольные соглашения.

Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми. Нередко в процессе формирования банковской системы в странах, переходящих к рыночным отношениям, усиление степени независимости Центрального банка в проведении денежной политики сопровождается стремлением денежной власти к достижению конечной цели, тогда как она реально в состоянии контролировать лишь определенные промежуточные номинальные величины.

Рассмотрим инструменты косвенного регулирования денежной системы.

Операции на открытом рынке — наиболее важное средство контроля MS в развитых странах. Использование этого инструмента денежного регулирования в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования, сильно затруднено. Термин "операции на открытом рынке" относится к покупке и продаже государственных (краткосрочных) ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом) коммерческим банкам, фирмам и населению в целом. Часто подобные операции осуществляются Центральным банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Процентом за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены и в деятельности коммерческих банков и фирм.

Самый важный аспект операции на открытом рынке состоит в том, что, когда Центральный банк покупает госбумаги у коммерческих банков, резервы, а потому и способность к кредитованию, коммерческих банков возрастают. Напротив, при продаже Центральным банком госбумаг, резервы коммерческих банков и возможности кредитования уменьшаются. Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике.

Купля-продажа государственных ценных бумаг проводится в двух целях:

· финансирование и рефинансирование текущего дефицита государственного бюджета и государственного долга;

· макроэкономическое регулирование.

Изменение нормы обязательных резервов. Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования), а также в зависимости от размеров банков (для мелких банков они обычно ниже, чем для крупных). Чем выше устанавливает Центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Либо банки потеряют избыточные резервы, понизив свою способность создавать деньги путем кредитования, либо же они сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшать свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Увеличение нормы резервов (rr) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Понижение резервной нормы переводит обязательные резервы в избыточные и тем самым увеличивает возможность банков создавать новые деньги путем кредитования. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения. Рост резервной нормы увеличивает количество необходимых резервов, которые должны держать банки.

Учетная ставка (ставка рефинансирования). Подобно тому, как коммерческие банки взыскивают процентные платежи по своим ссудам, Центральный банк взыскивает процентные платежи по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам. Такая ставка процента называется "учетной ставкой". Эта сделка аналогична получению займа частным лицом в коммерческом банке.

С точки зрения коммерческих банков, учетная ставка представляет собой издержки, вызванные приобретением резервов. Следовательно, падение учетной ставки поощряет коммерческие банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у Центрального банка. Кредиты коммерческих банков, опирающиеся на эти новые резервы, увеличивают MS. И, наоборот, рост учетной ставки снижает интерес коммерческих банков к получению дополнительных резервов путем заимствования у Центрального банка, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Поэтому повышение учетной ставки соответствует стремлению Центрального банка ограничить MS. Следовательно, манипулируя уровнем учетной ставки, Центральный банк осуществляет своего рода регулирование “цены кредита”.

Меняя ставку, Центробанк дает частному сектору сигнал о желательной активизации или, наоборот, сдерживания деловой активности. Если частный сектор не реагирует, в дело пускаются более жесткие рычаги, например, операции на открытом рынке.

Добровольные соглашения. Центробанк стремится порой к заключению деловых соглашений с коммерческими банками. Этот метод позволяет принимать решения быстро и без особого бюрократизма.

С помощью названных инструментов Центральный банк реализует цели кредитно-денежной политики:

· поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или

· поддержание на определенном уровне ставки процента (гибкая монетарная политика).

Варианты денежной политики по-разному интерпретируются на графике денежного рынка. При построении графической схемы денежного рынка предполагалось, что предложение денег графически представляется в виде вертикальной прямой, т.е. что денежное предложение постоянно и не зависит от ставки процента. Реально предложение денег зависит от целей, которые ставятся перед денежно-кредитной системой страны.

1. Жесткая политика поддержания денежной массы соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы, т.е. поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении (MS1 на рис. 13.3).

2. Целью денежно-кредитной политики может быть и поддержание фиксированной нормы процента. Гибкая монетарная политика может быть представлена горизонтальной прямой предложения денег на уровне целевого значения процентной ставки (MS2 на рис. 13.3).

3. Третий вариант (промежуточный) графического отображения денежного предложения — наклонная кривая (MS3 на рис. 13.3). Такая форма графика предложения денег показывает, что денежно-кредитная политика допускает изменение и денежной массы, находящейся в обращении, и нормы процента.

В зависимости от угла наклона кривой MS изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на денежной массе, либо на ставке процента.

MS — график денежного предложения при монетарной политике, направленной на поддержание неизменной массы денег в обращении; MS2 — график денежного предложения при гибкой монетарной политике; MS3 — график денежного предложения при допущении изменения и массы денег в обращении, и нормы процента.

Выбор той или иной цели денежно-кредитной политики зависит от факторов, вызвавших сдвиг в спросе на деньги.

1. Если этот сдвиг вызван циклическим изменением реального объема производства, то желательно "сгладить" эти изменения. В случае циклического "расширения" — допустить повышение нормы процента; следствием роста процентных ставок будет снижение деловой активности. И, наоборот, в случае циклического спада, или "сжатия", — допустить снижение нормы процента и добиться повышения экономической активности. Графическим отображением денежного предложения будет в данном случае вертикальная или наклонная кривая MS (рис. 13.4, a).

2. Если же сдвиг в спросе на деньги вызван исключительно ростом цен, то любое увеличение денежного предложения будет "раскручивать" инфляционную спираль. Целью денежно-кредитной политики в данном случае будет поддержание денежной массы, находящейся в обращении, на определенном фиксированном уровне. Графическим отображением денежного предложения в данном случае будет вертикальная прямая MS (рис. 13.4, a).

3. Рассматривая денежный рынок, предполагалось, что скорость обращения денежной массы постоянна. Но она ведь может меняться и меняется под влиянием, например, перемен в организации денежного обращения в стране, что скажется и на норме процента, и на объеме производства, и на ценах (уравнение обмена). Если Центральный банк ставит задачу нейтрализовать воздействие изменения скорости обращения денег на национальную экономику, он выбирает гибкую денежно-кредитную политику: масса денег в обращении должна возрасти в такой же пропорции, в какой уменьшилась скорость обращения денег, и наоборот, при росте скорости обращения денег в определенной пропорции денежное предложение должно измениться в той же пропорции. Графическим отображением денежного предложения в таком случае будет горизонтальная прямая (рис. 13.4, б).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: