9. Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах. Потребители могут купить эти товары при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выступает в качестве стимула к применению наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов.
Закон спроса — при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при понижении цен и меньше – при их повышении.
Общий товарный спрос делится на части в зависимости от структуры общества (рабочие и ИТР, соотношение занятых мужчин, женщин, соотношение взрослых и детей, работающих и пенсионеров и т. д.); от общественного производства (выпуск различных групп товаров); от вкусов различных групп населения; от уровня развития техники и возможностей производства тех или иных товаров; от уровня спроса на средства производства (сырье, материалы, оборудование) и предметы потребления.
Формирование спроса на предметы потребления зависит также от общественного устройства общества (структура потребления рабочих семей, семей интеллигенции, предпринимателей, семей работников сельского хозяйства).
|
|
10. Рыночное предложение – это максимально возможное количество товаров и услуг, которое продавцы готовы поставить на рынок в единицу времени при данных условиях.
Закон предложения — если прочие условия остаются неизменными, то продавец создает и предлагает для реализации больше товаров при повышении цен и меньше — при их понижении.
Основным является функция предложения от цены. К неценовым факторам предложения можно отнести: применяемые технологии, ставка налогообложения, характеристики природно-климатических условий и др.
11. Эластичность отражает зависимость между спросом и ценами; между предложением и ценами; между ценами и заработной платой. Она показывает быстроту реакции спроса или предложения на изменение цен.
Эластичность спроса по цене или коэффициент эластичности измеряется как отношение изменения спроса в процентах к изменению цены в процентах.
Е = Процент изменения Q/Процент изменения P
Различают следующие типы эластичности
• единичная эластичность, когда на каждый процент изменения цены объем
спроса изменяется соответственно на 1 %
• эластичный спрос, когда объем спроса в процентах изменяется быстрее, чем изменяется цена в процентах (Ел > 1).
• неэластичный спрос, когда объем спроса в процентах изменяется медленнее, чем изменяется цена в процентах (Ed < 1).
• совершенно неэластичный спрос, когда объем спроса не изменяется при любом изменении цены (Ed=0).
• бесконечно эластичный спрос, когда объем спроса может изменяться до бесконечности при незначительном изменении цены (Е=).
|
|
Если снижение цены вызовет увеличение спроса на товар, при котором общий доход товаропроизводителя не изменится, то эластичность такого спроса будет равна единице; если в результате снижения цены спрос на товар возрастет до такого уровня, при котором общий доход товаропроизводителя увеличится, то спрос по цене эластичен; если снижение цены вызовет увеличение спроса на товар, при котором общий доход товаропроизводителя понизится, то такой спрос на товар является неэластичным.
12. Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, который рассчитывается как отношение объема предложения (в %) к росту цен (в %), т.е. по формуле:
Е = Процентное изменение S/ Процентное изменение Р
где Е — коэффициент эластичности предложения; S — предложение; Р — цена.
Эластичность предложения служит показателем относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены. Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает увеличение предложения, то имеем дело с абсолютно эластичным предложением.
Различают пять вариантов эластичности предложения:
1. Полностью эластичное предложение.
2. Относительно эластичное предложение.
3. Эластичность равна единице.
4. Относительно неэластичное предложение.
5. Абсолютно неэластичное предложении.
Эластичность предложения равна нулю, когда кривая предложения вертикальна. Здесь предложение не изменяется от того, что возрастает цена. Например, кривая предложения картины Шишкина "Утро в лесу" является совершенно неэластичной, так как в наличии имеется фиксированное количество (одна картина), которое не может быть увеличено, как бы высоко ни поднялась цена. Эластичность предложения обычно бывает больше на протяжении длительного времени, чем в короткие сроки. Это вызвано приспособлением производителей к более высокой цене. Эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, ведет к уменьшению значения эластичности предложения.
Реакция объема спроса на изменение доходов покупателей определяется эластичностью спроса по доходу.
Е = Процентное изменение объема спроса (Q)/Процентное изменение дохода (R)
Предметы роскоши имеют эластичность спроса по доходу больше единицы, предметы первой необходимости имеют эластичность спроса по доходу меньше единицы.
Эластичность связана с использованием товаров-заменителей. Если у товара много заменителей, то его спрос по цене эластичен. Если товар не имеет заменителей, то он обладает неэластичным спросом. Если происходит понижение цены на определенный товар при неизменных ценах на товары-заменители, то спрос на данный товар возрастает, такой спрос является эластичным.
Так как объем спроса зависит не только от цены данного товара, но также от цен других товаров (например, повышение цены на чай ведет к росту спроса на кофе), для характеристики данного процесса используется перекрестная эластичность спроса по цене, измеряющая чувствительность объема спроса на один товар к изменению цены другого.
Исчисляется перекрестная эластичность отнесением процентного изменения в количестве вида спрашиваемого товара или услуги к процентному изменению цены другого товара или услуги
|
|
Формы перекрестной эластичности:
1. Положительная: свойственна взаимозаменяемым товарам.
2. Отрицательная: свойственна взаимодополняющим товарам.
3. Нулевая: свойственна товарам, не являющимся ни взаимодополняющим, ни взаимозаменяемыми.
16. Конкуренция означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров. В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:
- наличие множества равноправных рыночных субъектов;
- полная экономическая обособленность каждого из них;
- зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;
- противоборство со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.
Конкурентная борьба за экономическое процветание и вживание — экономический закон рыночного хозяйства. Эта борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать его технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.
Сущность конкуренции проявляется в ее следующих функциях:
- обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
- стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее "выживание" производителей;
- дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи разоряются);
|
|
- давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
- ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);
- стимулирование снижения цен и повышение качества товаров.
Различают конкуренцию:
1) функциональную (конкуренция определенного товара);
2) видовую (по цене и качеству);
3) межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);
4) внутриотраслевую и межотраслевую;
5) совершенную и несовершенную.