В традиционной теории фирмы прибыль, точнее — максимизация прибыли, рассматривается как единственная цель фирмы. «Максимизация подразумевает, что, выбирая из нескольких альтернатив с разной ожидаемой прибылью, фирма все-таки выберет вариант с наибольшей ожидаемой прибылью»[10].
Однако на практике фирмы в ряде случаев ориентированы не только на прибыль, но и на другие цели. Обычно фирма подвержена сильной конкуренции, часто — необходимости выживания в условиях экономического кризиса. В этих условиях, когда трудно получить даже нормальную прибыль, фирма преследует только цель максимизации прибыли. Но если прибыль фирмы заметно выше нормальной, то фирма преследует и другие цели. Эти цели исследуются в теориях, альтернативных традиционной теории фирмы.
Поведенческая теория фирмы делает акцент на природе крупных компаний как сложных организаций, внутри которых у разных подразделений существуют разные главные цели (задачи), одновременное максимальное достижение которых приводит к противоречиям между этими подразделениями. Это прежде всего производственная задача (максимизация объемов производства), задача запасов (минимизация их достаточного уровня), задача сбыта (максимизация эффективности сбыта), задача рыночной доли (достижение максимального рыночного сегмента) и, конечно, задача прибыли (максимизация прибыли всей фирмы). Согласование этих задач становится предметом «торга» между подразделениями фирмы, в ходе которого достигается компромисс на основе большего или меньшего достижения всех целей, для чего каждому приходится отказаться от максимального выполнения своих задач. Для задачи прибыли это означает согласие на достижение удовлетворительного, а вовсе не максимального уровня прибыли.
|
|
Управленческие теории фирмы полагают, что цели фирмы — это максимизация выручки, т.е. валового дохода от продажи продукции (а вовсе не прибыли), и максимизация темпов роста активов. В крупных фирмах наблюдается отделение права владения от права распоряжения из-за того, что цели фирмы определяются не акционерами, а управляющими. Последние больше заинтересованы в максимизации выручки и темпов роста активов, чем в максимизации прибыли, так как их доходы и власть зависят от размеров фирмы. Прибыль рассматривается ими лишь как средство достижения вышеуказанных целей.
Гипотеза социальной ответственности фирмы состоит в том, что у фирмы, особенно крупной, есть социальная ответственность как перед своими акционерами и работниками, так и перед всем обществом. Преследование цели прибыли должно сопровождаться у фирмы реализацией общественно полезных задач: улучшение жизни сотрудников, повышение благосостояния близлежащих районов, ведение благотворительной деятельности и т.д. Гипотеза социальной ответственности частично реализуется на практике, однако утверждение о социальной ответственности фирмы перед всем обществом (а не только перед своими акционерами и работниками) оспаривается многими предпринимателями.
|
|
Таким образом, фирма работает прежде всего ради прибыли, однако она преследует и другие цели, причем для некоторых из них прибыль является только средством их достижения.
[1] Маибурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. М., 1996. С. 333.
[2] Антология экономической классики: в 2 т. М., 1991. Т. I. С. 121.
[3] Маршалл А. Принципы экономической науки:вЗт. М., 1993. Т. 3. С. 282.
[4] Коуз Р. Г. Природа фирмы // Теория фирмы / под ред. В. М. Гальперина. СПб., 1995. С. 11-32.
[5] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 25.
[6] Коуз Р. Г. Природа фирмы // Теория фирмы / под ред. В. М. Гальперина. СПб., 1995. С. 18.
[7] Коуз Р. Г. Фирма, рынок и право. М., 1993. С. 38.
[8] Пасс К., Лоуз Б., ДэвисЛ. Collins. Словарь по экономике: пер. с англ. / под ред. П. А. Ватника. СПб., 1998. С. 354.
[9] Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995. С. 125.
[10] Цит. по: Томпсон А., ФормбиД. Экономика фирмы. М., 1998. С. 265.