В институциональной теории рассматривается выбор в условиях риска и неопределенности

По мере увеличения размеров фирмы средние транзакционные издержки, связанные с иерархическим порядком, растут в связи с тем, что оно сопровождается непропорциональным увеличением числа работников управления (за счет появления его дополнительных уровней), т.е. ростом числа транзакций, и повышенными издержками по контролю за работой менеджеров и обеспечению исполнения ими своих обязанностей.

Величина транзакционных издержек – один из критериев выбора способа расширения производства. Первый способ используется до тех пор, пока средние транзакционные издержки при нем не окажутся выше, чем при втором способе.

В оценке будущих условий деятельности фирмы возможны три варианта: 1) определенность, 2) риск и 3) неопределенность. Определенность – когда будущее событие известно со стопроцентной вероятностью, например, фирма может сейчас вложить 500 руб. в строительство офиса и продать его через год за 1000 руб., риск – когда известны разные исходы события и их вероятности, например, фирма сможет продать тот же офис за 1000 руб. с вероятностью 0,2, за 900 – 0,3, за 800 – 0,5, неопределенность – когда неизвестны все исходы события или неизвестны вероятности известных исходов.

В условиях определенности выбирается вариант, который принесет большую прибыль. Пусть 2-м вариантом вложения 500 руб. является строительство жилого дома, который через год можно продать за 950 руб. Так как вариант 1 принесет большую прибыль – 500 руб. (1000–500), он и будет выбран.

Пусть в условиях риска известно, что этот жилой дом можно будет продать за 950 руб. с вероятностью 0,6, за 850 – 0,3, за 750 – 0,1. В этом случае выбирается вариант с большим математическим ожиданием прибыли, т.е. с большей средней прибылью, взвешенной по вероятностям исходов.

Вариант 1: 500*0,2+400*0,3+300*0,5=370

Вариант 2: 450*0,6+350*0,3+250*0,1=400

Будет выбран вариант 2.

Рассмотрим выбор для условий неопределенности, когда известны исходы разных событий, но не известны их вероятности. В этом случае характер выбора определяется психологической ориентации лица, принимающего решение. Предположим, что фирма разработала 3 варианта стратегии по стимулированию спроса потребителей на свои товары. При этом фирме стали известны 3 варианта стратегии стимулирования спроса на свои товары на данном рынке, которые разработала фирма-конкурент, но неизвестно, какую из них она выберет. Основываясь на данных сведениях, фирма может определить прибыль от каждого варианта свей стратегии при каждом из вариантов стратегии конкурента. Таким образом, известны возможные исходы трех событий, но неизвестна их вероятность.

Данные записываются в виде матрицы, где по горизонтали откладываются стратегии конкурента, а по вертикали – стратегии фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: