double arrow

Далее, рассмотрим некоторые положения институциональной микроэкономической теории

Табл. 8

При этом различия между фирмами 3-х типов рынков несовершенной конкуренции передаются путем использования графика спроса разного наклона (пологой, 45-градусной и крутой). Чем круче график спроса, тем левее и выше точка равновесия и, следовательно, больше недопроизводство, завышение издержек и цен.

Рис. 10

Табл. 7

Табл. 6

Табл. 4

(руб.)

Вариант Q, штук        
TR1 при P1=0,8 (P1*Q)   0,8 3,2  
TR2 при P2=0,8 (P2*Q)   1,2 4,8  
MR1 (∆TR1/MP)   0,8 0,8 0,8
MR2 (∆TR2/MP)   1,2 1,2 1,2
Прибыль при P1=0,8 (∆TR1–TC) –1 –1,2 0,2  
Прибыль при P1=0,8 (∆TR1–TC) –1 –0,8 1,8  

Объем выпуска, приносящий максимальную прибыль, определяется путем сравнения значений MR и MC при каждом из вариантов производства. Как только MC начинает превышать MR, исследование прекращается и выбирается предыдущий вариант выпуска. Из табл. 4 видно, что вариант производства, определенный по правилу MR=MC, действительно приносит максимальную прибыль. Графический вариант выбора при двух уровнях цен изображен на рис. 5. Из него также хорошо видно, что рост цены на товар приводит к увеличению его выпуска.

На основе рассматриваемого примера можно установить, что при цене ниже минимальных средних, но выше минимальных переменных издержек производство осуществлять выгодно даже при наличии убытка, так как при его прекращении убыток будет больше, а при падении цены ниже минимальных переменных издержек следует остановить производство, так как убыток будет больше постоянных расходов, которые все-равно придется нести. Пусть цена на товар упала с 0,8 до 0,6 руб. При выпуске 4 шт. товара в день выручка составит 2,4 руб. (0,6*4). Издержки равны 3 руб. Убыток – 0,6 руб. Если бы фирма остановила производство, то убыток был бы 1 руб. в день, т.е. продолжать производство выгодно. Если цена упадет до 0,4 руб., то выручка составит 1,6 руб. (0,4*4), что при издержках в 3 руб. даст убыток в 1,4 руб. В этом случае производство надо остановить.

Из приведенных выше рассуждений следует, что восходящая ветвь кривой МС выше минимальных переменных издержек представляет собой кривую предложения фирмы. Таким образом, на основе закон убывающей отдачи выводится закон предложения, согласно которому, чем выше цена на товар, тем большее его количество, при прочих равных условиях, фирмы произведут. Его графический вариант изображен на рис. 6.

На основе кривых спроса и предложения строится модель рыночного равновесия. Ее суть состоит в интерпретации различных рыночных факторов как право- или левосторонних сдвигов кривых спроса или предложения и в определении их влияния на цену и объем продаж на рынке по изменению проекций точки пересечения кривых на оси цен и объема продаж. В табл. 5 приведены рыночные факторы и их влияние на сдвиги кривых.

Сдвиги кривой рыночного спроса Сдвиги кривой рыночного предложения  
Правосторонние Левосто-ронние Правосторонние Левосто-ронние  
1.Рост доходов потребителей Противо-положные тенденции 1. Рост эффективности технологий Противо-положные тенденции  
2.Рост цен на товары-субституты  
2. Снижение цен на ресурсы и налогов  
3. Снижение цен на товары-комплименты  
3. Рост дотаций  
4. Появление моды на товар 4. Позитивные ожидания производителей  
5. Ожидания роста цен, введения налогов  
5. Рост размеров предприятий, их числа  
6.Рост числа потребителей  

На рис. 7 приведен пример определения на основе данной модели влияния на рынок роста доходов населения.

Придавая кривым спроса разный наклон (пологая кривая характерна для рынка предметов роскоши, крутая – для товаров первой необходимости, вертикальная – для незаменимых товаров и др.) создается возможность сравнения влияния одних и тех же факторов (например, введения косвенных налогов) на рынки разных товаров. Придавая разный наклон кривой предложения можно сравнивать влияния факторов на рынки в течение разных временных периодов (вертикальная кривая соответствует кратчайшему периоду, 45-градусная краткосрочному, горизонтальная или с небольшим наклоном в обе стороны – долгосрочному).

На основе концепции краткосрочной кривой средних издержек строится концепция долгосрочной кривой средних издержек. Для этого рассматриваются производства всех возможных размеров (например, производство, рассчитанное на выпуск, 10, 20, 30 ед. товара в день) и для каждого из них строится своя краткосрочная кривая средних издержек. Все они помещаются в одну координатную плоскость. Кривая, огибающая их по касательной, и есть кривая долгосрочных средних издержек (рис. 8).

Как правило, переход к предприятию большего размера вначале сопровождается снижением минимальных средних издержек, затем – их стабилизацией, затем – ростом, что изображено на рис. 8. Но бывают отрасли, в которых чем крупнее предприятие – тем меньше минимальные средние издержки. В таких отраслях образуются так называемые естественные монополии. Если в общем случае кривая долгосрочных средних издержек имеет U-образную форму, то в случае с естественными монополиями – L-образную. Рассмотренная динамика минимальных средних издержек соответствует растущему, неизменному и снижающемуся эффекту масштаба производства, т.е. отдачи от прироста объемов использования всех ресурсов (как постоянных, так и переменных). Положительная динамика отдачи объясняется использованием эффекта от специализации, более эффективного оборудования и производства из отходов, а отрицательная – утратой управляемости.

Согласно неоклассической тории в состав издержек входят не только затраты факторов производства в денежном выражении, но и нормальная прибыль на вложенный капитал. В связи с этим наличие прибыли (называется «экономическая прибыль») свидетельствует о том, что норма прибыли в данной отрасли выше, чем средняя, и наоборот. Отсюда, экономическая прибыль выступает регулятором производства. Положительная прибыль вызывает рост размеров предприятий отрасли и вхождение в нее новых фирм, отрицательная – уменьшение размеров предприятий и выход из отрасли. Так как эти тенденции трактуются как сдвиги кривой предложения, ясно, что рост цены выше средних издержек под воздействием каких-то рыночных факторов вызывает появление сил, двигающих цену вниз, а падение цены ниже средних издержек вызывает появление сил, двигающих цену вверх. Это и есть рыночный механизм саморегулирования. В связи с этим может быть сформулирован закон рыночной цены: величина рыночной цены определяется соотношением спроса и предложения и колеблется вокруг (выше или ниже) долгосрочных средних издержек.

Так же может быть сформулирована и концепция долгосрочного равновесия фирмы (когда ей не выгодно изменять размеры производства). Оно возникает в условиях, когда цена равна средним минимальным долгосрочным издержкам.

Инструментарий неоклассики позволяет проследить различия в поведении фирм, действующих на различных типах рынков продуктов. Рассмотрим различия между рынками (табл. 6).

Условия Рынок совершенной конкуренции Рынки несовершенной конкуренции
Монополис-тической конкуренции Олигополии Монополии
Размеры фирм Малые Малые Средние Большие
Число фирм Множество Множество Несколько Одна
Продукт Однородный Дифференци-рованный Однород. или дифференцир. Однород-ный
Барьеры входа Нет Низкие Высокие Очень высокие
Информация Совершенная Несовершенная

Выше рассматривалось поведение фирмы, действующей на рынке совершенной конкуренции. Ее признаком была горизонтальная кривая цены (спроса на товары фирмы), совпадающая с кривой предельного дохода. Она говорит о том, что цена на товар фирмы не зависит от величины его предложения фирмой (причина – множество фирм и однородность продукта). Условия же, складывающиеся на рынках несовершенной конкуренции, приводят к тому, что для увеличения объема продаж фирмы вынуждены снижать цену на товар. В связи с этим кривая спроса (цены) на товар фирмы приобретает отрицательный наклон, а кривая предельного дохода становится отдельной кривой, находящейся под кривой спроса и имеющей более крутой наклон. Из табл. 7 видно, что в условиях снижения цены на товар значения предельного дохода убывают в два раза быстрее.

Q        
P        
TR (Р*Q)        
MR (∆TR)        

На рис. 9 изображены соответствующие графики спроса (цены) и предельного дохода.

Инструментарий неоклассики также позволяет показать последствия несовершенства ранка, состоящие в недопроизводстве товаров, завышении издержек и цен по сравнению с рынком несовершенной конкуренции, посредством сравнения положений долгосрочного равновесия фирм совершенной и несовершенной конкуренции (рис. 10).

В основе неоклассической теории спроса на ресурсы лежит экономический принцип и тот же закон убывающей отдачи. Из этих предпосылок выводятся закон спроса на ресурс, согласно которому, чем меньше цена на ресурс, тем выше величина спроса на него, а также закон, согласно которому рост цены на товар, для изготовления которого используется ресурс, приводит к росту спроса на ресурс. Для этого используем тот же пример вариантов производства на предприятии одного размера, но выраженный в терминах не продукта, а переменного ресурса. Те же самые варианты производства, приносящие максимальную прибыль, можно отобрать на основе другого правила максимизации прибыли – MRP=MRC. В табл. 8 осуществляется расчет значений соответствующих показателей при двух уровнях цен на продукты и на ресурсы. Принцип выбора – то же самый, что и на основании правила MR=MC.

(руб.)

Вариант L, чел.        
МР, штук        
MRP1 при P1=0,8 (P1*MP)   0,8 2,4 0,8
MRP2 при P2=1,2 (P2*MP)   1,2 3,6 1,2
MRC1 при W1=1        
MRC2 при W2=0,7   0,7 0,7 0,7

На рис. 10 приведен графический вариант выбора.

Из сравнения точек пересечения графиков MRC1 и MRC2 с графиком MRP1 видно, что снижение цены на ресурс приводит к росту величины спроса на него, а из сравнения точек пересечения графиков MRP1 и MRP2 с графиком МRC1 видно, что рост цены на товар приводит к росту спроса на ресурс (в виде правостороннего сдвига кривой спроса).

Экономический принцип и закон убывающей отдачи, а также идея взаимозаменяемости ресурсов, лежат в основе неоклассического закона спроса на ресурсы в долгосрочном периоде. Есть два варианта – закон спроса на ресурсы при заданном объеме выпуска, согласно которому будут выбраны такие количества ресурсов, при которых отношения их предельных продуктов к их ценам будут равны: MP1/P1=MP2/P2=…=MPn/Pn, и закон спроса без ограничений на объеме выпуска, согласно которому будут выбраны такие количества ресурсов, при которых отношения предельных продуктов ресурсов в денежной форме к ценам на них будут равны единице: MRP1/P1=MRP2/P2=…=MRPn/Pn=1.

Для вывода этих законов воспользуемся примером потребительского выбора, изображенного в табл. 2, в котором под предельной полезностью товаров А и Б понимается предельный продукт (МР) труда и капитала соответственно, под общей полезностью А и Б – выпуск товара (Q) с участием труда и капитала соответственно, а под количеством блага в потреблении – количества используемого труда и капитала. Единица товара стоит 1 руб., труда – 1 руб., капитала – 2 руб.

Пусть требуется произвести 15 ед. товара. Этот объем можно произвести при двух сочетаниях труда и капитала: 1) 4 ед. труда и 2 ед. капитала (10+5) и 2) 3 ед. труда и 3 ед. капитала (9+6). При 1-м варианте издержки составят 8 руб. (1*4+2*2), при 2-м – 9 руб. (1*3+2*3). Не сложно убедиться, что именно при первом варианте отношения МР к ценам на ресурсы равны: 1/1=2/2.

Для вывода второго закона нужно рассчитать показатели MRP. Так как цена товара равна 1 руб., значения MRP и МР будут совпадать. Сразу ясно, что вариантом, приносящим максимальную прибыль, будет использование 4 ед. труда и 2 ед. капитала, так как при нем отношения предельных продуктов ресурсов в денежной форме к ценам на них равны единице. Прибыль равна 7 руб. (1*15–8). Осталось доказать, что никакое другое сочетание количеств ресурсов не принесет большую прибыль. Так, вариант, при котором используется 4 ед. труда и 3 ед. капитала, позволяет произвести больше товара – не 15, а 16 шт. (10+6). Однако при этом варианте прибыль окажется меньше. При выручке 16 руб. (1*16) издержки составят 10 руб. (1*4+2*3), а прибыль – 6 руб.

В институциональной теории при принятии решений важнейшая роль отводится учету транзакционных издержек (от слова транзакция – сделка). Это часть издержек фирмы по управлению, состоящая из трех элементов: 1) издержки по подготовке и заключению договоров, 2) издержки по контролю за исполнителями и 3) издержки по обеспечению исполнения ими своих обязанностей по договорам. Под исполнителями понимаются как организации, выступающие деловыми партнерами фирмы (фирмы-покупатели, фирмы-поставщики, банки-кредиторы и т.д.), так и физические лица, поставляющие фирме ресурс «труд».

1-й элемент – затраты на поиск партнеров, рекламу, составление договоров, проведение переговоров, связанных с подготовкой и подписанием договоров, например, на ужин в ресторане, побуждение заключить договор с фирмой, например, раздача подарков, дача взяток.

2-й элемент – затраты по наблюдению за работой исполнителей и выявлению отклонений в ней от условий договоров, по координации их действий.

3-й элемент – затраты по проведению переговоров с исполнителями, нарушившими обязательства, убеждению их исполнить обязательства, получению штрафов и компенсаций с лиц, нарушивших договора, например, затраты по реализации заложенного имущества, привлечению для побуждения исполнить обязательства или возместить ущерб третьих лиц, например, коллекторских агентств, судов.

Работа практически любого подразделения фирмы быть заменена получением соответствующих услуг от сторонних организаций. Так, вместо труда уборщицы, состоящей в штате, можно пользоваться услугами фирмы, занимающейся уборкой помещений, ведение бухучета вместо бухгалтерии может осуществлять специализированная фирма. Таким образом, существуют два способа организации производства. Первый, когда фирма организует его сама, нанимая работников, называется административным порядком (иерархией), а второй, когда фирма заказывает соответствующие работы другим фирмам – рыночным порядком.

Иерархия позволяет экономить издержки 1) по подготовке и заключению договоров, так как работники меняются реже, чем фирмы-партнеры, а в случае некоторого изменения обязанностей с работниками, в отличие от фирм, не требуется пересмотра условий договоров, 2) по обеспечению исполнения обязательств, так как нарушения, допущенные собственными работниками могут быть установлены сразу и поэтому легко исправлены, а допущенные фирмами – только на стадии приемки работ (товаров), когда их исправление сопряжено со значительными затратами.

Рыночный порядок позволяет экономить издержки 1) по контролю за работой исполнителей, так как за работниками осуществляется постоянный контроль, а за фирмами – только на стадии приемки работ, 2) по обеспечению исполнения обязательств, так как свои работники в силу меньшей материальной заинтересованности чаще нарушают обязанности, чем фирмы-партнеры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: