Основные понятия. Анализ безубыточности производства услуг

Анализ безубыточности производства услуг

Анализ безубыточности имеет целью определение такой величины объема продаж (выполнения работ, оказания услуг), чтобы предприятие без посторонней помощи могло покрывать все свои расходы. Он позволяет получить оценку объема продаж, который должен быть обеспечен, чтобы предприятие не терпело убытков.

Анализ безубыточности рекомендуется проводить по видам клиентов и направлениям деятельности (отдельным подразделениям) предприятия сервиса.

При проведении анализа безубыточности необходимо иметь в виду, что издержки производства формируются из двух составляющих, одна из которых возрастает пропорционально увеличению производства, а другая практически не зависит от количества производимой продукции (работ, услуг).

Общее уравнение затрат в первом приближении имеет вид:

где З - общие затраты на производство продукции (работ, услуг), руб.;

Зconst - постоянные затраты, руб.;

Зvar - переменные затраты, руб.

К постоянным затратам относятся:

1) арендная плата,

2) затраты на содержание и эксплуатацию производственно-технической базы предприятия,

3) амортизация основных производственных фондов,

4) административные издержки,

5) затраты на рекламу,

6) затраты на социальное страхование и т.п.

К переменным относят затраты на:

1) сырье и материалы,

2) заработную плату основных производственных рабочих,

3) топливо и энергию на технологические цели и т.п.

Степень реагирования издержек производства на изменения объема выпуска продукции (работ, услуг) может быть оценена с помощью коэффициента реагирования затрат:

где - изменение затрат, %;

Dx - изменение объема производства, %.

В зависимости от числового значения коэффициента реагирования затрат выделяют типовые хозяйственные ситуации (таблица 7).

Таблица 7 - Характер поведения затрат в зависимости от kр.з

Значение коэффициента реагирования затрат kр.з Характер поведения затрат
kр.з = 0 Постоянные затраты
0 < kр.з < 1 Дигрессивные затраты
kр.з = 1 Пропорциональные затраты
kр.з > 1 Прогрессивные затраты

Величину объема выпуска продукции (работ, услуг) при котором предприятие покрывает свои издержки, не получая при этом прибыли, принято называть «критическим объемом производства» или «точкой безубыточности» xкр.

Система управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности предприятия называется контроллингом. Специфика контроллинга прослеживается в группировке и учете затрат, связанных с выпуском и реализацией продукции (работ, услуг).

Контроллинг базируется на системе «директ-костинг», основанной на группировке затрат в зависимости от их связи с объемом производства и реализации продукции (работ, услуг). Рассмотрение вопроса таким образом дает ряд зависимостей, получивших распространение в бизнес-планировании.

Равенство издержек доходам можно представить в виде:

где УПЗ - условно постоянные затраты на всю продукцию, руб.;

ПЗ - переменные затраты на всю продукцию, руб.;

Р - выручка от реализации продукции (работ, услуг), руб.

Иначе

где ПЗе - переменные затраты на единицу продукции (работ, услуг), руб.;

Це - цена единицы продукции, руб.

Преобразуем последнее выражение к виду, позволяющему рассчитывать точку безубыточности

или

откуда

Общепринято также рассчитывать точку безубыточности по следующей формуле

Пример. По смете затрат на производство данного вида продукции (работ, услуг) переменные затраты составляют 300 тыс. руб., а постоянные - 200 тыс. руб. Рассчитать точку безубыточности, если цена за единицу продукции - 125 руб.

Решение.

Пример. Цена за единицу продукции - 125 руб. Переменные затраты на единицу - 75 руб., постоянные затраты - 200 тыс. руб. Рассчитать точку безубыточности.

Решение.

Разность между ценой единицы продукции (работ, услуг) и переменными затратами на единицу продукции называют маржой или маржинальной прибылью:

следовательно

Если это выражение поделить на Це, то получим:

или

где КПЗ - коэффициент переменных затрат,

КМП - коэффициент маржинальной прибыли.

Изменение условий прибыльности меняет соотношение между коэффициентами переменных затрат и маржинальной прибыли, но не меняет суммы этих коэффициентов, которая остается неизменной и равной единице.

Пример. Цена за единицу продукции (работ, услуг) - 125 руб. Переменные затраты на единицу продукции - 75 руб. Рассчитать коэффициенты переменных затрат и маржинальной прибыли.

Решение.

Проверка:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: