double arrow

Спрос и предложение

Одним из основных инструментов микроэкономики является анализ спроса и предложения.

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то легко заметить, что между ценой товара и спросом на него существует определенная связь: чем выше цена, тем при прочих равных условиях меньше спрос на товар, и наоборот. Обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на него называется законом спроса. Графически зависимость количества проданных благ от уровня цен изображается с помощью кривой спроса D (рис. 1.1).

Рис. 1.1 - Кривая спроса. Сдвиг кривой спроса

Кривая D характеризует взаимосвязь объема покупок товара Х и цен на него в определенный момент времени (при прочих равных условиях).

В общем виде:

QD = f(P),

где QD - величина спроса,

P - цена.

Кроме цены на спрос влияют и другие факторы, изменение которых вызывает сдвиг кривой спроса. Функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов называется функцией спроса. В общем виде:

QD = f(P, J, Z, W, Psub, Pсоm, N, B),

где QD - спрос,

P - цена,

J - доход,

Z - вкусы и предпочтения,

W - ожидания,

Psub - цена товаров – заменителей,

Pсоm - цена дополняющих товаров,

N - количество покупателей,

B - другие факторы.

Кривая рыночного спроса получается путем суммирования кривых индивидуального спроса всех потребителей на отдельном рынке. Допустим у нас только два потребителя – Андреев и Борисов, чьи индивидуальные кривые спроса известны (рис. 1.2, а). Тогда совокупный спрос может быть определен путем суммирования значений абсцисс спроса каждого из потребителей (рис. 1.2, б).

а) Кривая индивидуального спроса. б) Совокупный спрос

Рис. 1.2 - Индивидуальный и совокупный спрос

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то легко заметим, что существует прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта, которая называется законом предложения. В общем виде:

Qs = f (P),

где Qs - величина предложения,

Р - цена.

Графически взаимосвязь между ценой экономического блага и количеством блага, которое готовы продать производители в данный момент времени изображается с помощью кривой предложения S (рис. 1.3).

 
 


Рис. 1.3 - Кривая предложения. Сдвиг кривой предложения

Кроме цены на предложение влияют и другие факторы, изменение которых вызывает сдвиг кривой предложения (рис. 1.3). Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов. В общем виде:

Qs = f (P, Pr, K, T, N, B),

где Qs - предложение,

P - цена блага,

Pr - цена ресурсов,

K - характер применяемой технологии,

T - налоги и субсидии,

N - количество продавцов,

B - другие факторы.

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Различают кратчайший, краткосрочный и долгосрочный рыночный периоды.

В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны; в краткосрочном периоде некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными; в долгосрочном – все факторы переменны (в т.ч. производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.).

В условиях кратчайшего рыночного периода повышение спроса приводит к повышению цен, но не отражается на величине предложения (рис. 1.4, а). В условиях краткосрочного периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объемов производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы в соответствии с изменением спроса (рис. 1.4, б). В условиях долгосрочного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при небольшом повышении цен (если повышение спроса на ресурсы со стороны данной отрасли приводит к росту цен этих ресурсов) или при постоянных ценах (если цены на ресурсы, применяемые отраслью, не изменяются).

 
 

P Sm P SS P

PS SL1

Pm D2

P0 P0 SL2

D1

P0

D1

Q0 Q Q0 QS Q Q0 QL1QL2 Q

а) б) в)

Рис. 1.4 - Изменение цен и объема предложения в кратчайшем (а), краткосрочном (б) и долгосрочном (в) периодах



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: