Ценообразование на олигополистическом рынке

В связи с множественностью моделей олигополий точного прогноза ценовой политики олигополистов быть не может. Однако можно выделить две общие закономерности:

1. Олигополистические цены негибкие или «жесткие».

2. Если олигополистические цены все-таки изменяются, то, вероятнее всего, все предприятия делают это одновременно.

Таким образом, олигополистическая ценовая политика предполагает наличие стимулов к согласованию действий или к тайному сговору при установлении цены.

В результате исследования ценовой политики олигополистов можно выделить четыре варианта ценообразования: ломаная линия спроса; ценообразование, обусловленное тайным сговором; лидерство в ценах; ценообразование по принципу «издержки плюс».

Ломаная линия спроса

Допустим, что на рынке конкурируют три предприятия (Х, У, Z), а рыночная цена составляет Ро. Рассмотрим реакцию предприятий У и Z на поведение Х (рис. 17.2.).


Рис. 17.2. Ломаная линия спроса.

Х может установить цену выше Ро, тогда спрос на его продукцию уменьшиться, т.к. У и Z вряд ли последуют его примеру.

Поэтому линия спроса на участке NE высокоэластична и имеет пологий наклон. Если Х снизит цену ниже Ро, то У и Z, опасаясь сокращения своих продаж, тоже снизят цену. Таким образом, продажи Х почти не увеличатся и линия спроса на ее продукт на участке ЕМ будет иметь довольно крутой наклон (спрос неэластичен). В результате возникает ломаная линия спроса NEM, высокоэластичная выше уровня текущей цены Ро и малоэластичная ниже нее.

Излому линии спроса соответствует разрыв кривой предельного дохода (MR). Это означает, что при сдвигах кривой предельных издержек в пределах отрезка АВ цена Ро остается максимизирующей прибыль.

Когда явный сговор является противозаконным, предприятия стремятся к тайному сотрудничеству. Это достигается путем договоренности о том, что одно предприятие будет действовать как лидер в области цен, а другие будут следовать за ним.

Ценообразование за лидером – разновидность ценообразования на олигополистическом рынке с доминирующим по объему выпуска производителем, устанавливающим максимизирующую его прибыль цену, которой добровольно придерживаются остальные производители.

Ценообразование по принципу «издержки плюс» - практический способ ценообразования на рынках с несовершенной конкуренцией. В этом случае цена равна:

Р=AFC + AVC + m,

где т – используемый уровень надбавки (в %), позволяющий покрыть средние постоянные издержки и обеспечить нормальную прибыль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: