Основные модели олигополии

Олигополия

Олигополия – это один из типов реальных рыночных структур, который по своим характеристикам приближается к рынку чистой монополии.

Олигополия (от греч. “oligos” несколько, “poleo” – продаю, торгую) – это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует небольшое количество продавцов, а появление новых затруднено или невозможно.

Черты рынка олигополии:

1. На рынке господствует несколько предприятий.

2. Продукт, производимый олигополией может быть как однородным, так и дифференцированным. Типичными олигополистическими рынками являются рынки стали (однородная продукция) и автомобилей (дифференцированная продукция).

3. Вступление в отрасль новых предприятий ограничено. Однако вход заблокирован не так жестко как на монопольном рынке, хотя монопольные барьеры можно использовать и при характеристике олигополии.

4. Олигополисты могут проводить самостоятельную ценовую политику, т.к. доля отдельного производителя в общем объеме рынка достаточно велика.

5. Взаимозависимость решений олигополистов по ценам и объему производства (олигополистическая взаимосвязь). Ни одно подобное решение не может быть принято без учета и оценки возможных ответных действий конкурентов.

Таким образом, на рынке олигополии при определении оптимального объема производства учитываются не только величина издержек и спроса, но и ответная реакция конкурентов.

Универсальной теории олигополии не существует, так как реакция конкурентов на то или иное действие олигополистов может быть различной. Каждому предположению о характере этой реакции соответствует своя модель олигополии.

В целом, на рынке олигополии возможны две модели поведения, каждая из которых имеет свои варианты – действовать разрозненно (неорганизованная олигополия), или договариваться о своих действиях (организованная олигополия).

Модель дуополии Курно

Дуополия – это рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления конкурентов, являются единственными производителями однородного товара, не имеющего близких заменителей.

Модель Курно основана на том, что два предприятия производят однородный товар, им известна кривая рыночного спроса, оба предприятия принимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга, причем каждое из предприятий предполагает выпуск конкурента постоянным.

В модели Курно не отображено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что одно из предприятий (н-р, Х) отреагирует на изменение цены и объема продаж другим предприятием (н-р У) определенным образом (рис. 17.1.).

 
 

 

Рис. 17.1. Оптимизация объема производства предприятия Х в зависимости от объема производства предприятия У

В ответ на активные действия предприятия У предприятие Х «сдается», снижая цены и объем выпуска. Однако Х может занять активную позицию и, значительно снизив цены, не допустить У на рынок.

Модель Бертрана (или модель олигополистических ценовых войн).

Ценовая война – цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке предприятиями. Ценовая война продолжается до тех пор, пока не будет выполняться равенство Р = АС = МС. В этом положении ни одно предприятие не будет получать выгоды от снижения цены.

Чтобы избежать ценовых войн, олигополисты договариваются об определенных принципах установления цен и (или) распределении долей рынка. Так создаются картели.

Картель – это объединение предприятий, целью которого является максимизация прибыли путем фиксации цен и ограничения объемов выпуска. Объединившиеся в картель предприятия теперь выступают как чистая монополия. В результате образования картеля на рынке общее количество товара уменьшается, а его цена становится выше.

Превышение каким-либо предприятием установленных квот по производству продукции ведет к нарушению картельного соглашения и снижению цен.

В настоящее время большое значение для анализа олигополии получает теория игр, которая позволяет объяснить выбор стратегии поведения предприятий при олигополии. Классическим примером применения теории игр в анализе олигополистического ценообразования является «дилемма заключенных».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: