Спрос и предложение труда в условиях совершенно конкурентного рынка ресурсов

Лекция 20. Рынок труда

Совершенно конкурентный рынок факторов производства – это рынок, на котором имеется большое число продавцов и покупателей факторов производства, причем отдельный продавец или покупатель не может повлиять на стоимость факторов производства.

Черты совершенно конкурентного рынка труда:

1. В каждой отрасли существует значительное число предприятий, конкурирующих друг с другом за право приобретения трудовых услуг.

2. Имеется большое количество работников одинаковой квалификации, которые предлагают свои услуги независимо друг от друга.

3. Ни отдельное предприятие, ни отдельный работник не в состоянии воздействовать на установившийся в отрасли уровень зарплаты.

На конкурентном рынке труда предприятие соглашается с ценой трудовых услуг (уровнем заработной платы), которая сложилась на рынке. По этой цене оно может приобрести бесконечное (с позиции отдельного предприятия) количество трудовых услуг. Поэтому предложение труда (SL) для отдельного предприятия на конкурентном рынке является абсолютно эластичным и имеет вид прямой линии, которая соответствует рыночной цене трудовых услуг (WО) и предельным издержкам на этом ресурсе: WO=MRCL (рис. 20.1).

 
 


W – уровень з/п

L – количество трудовых услуг (работников)

Рис. 20.1. Предложение и спрос на труд для отдельного конкурентного предприятия.

Спрос на труд определяется двумя показателями: размером зарплаты и ценностью предельного продукта труда (или предельной доходностью труда).

Функциональная зависимость между величиной зарплаты и объемом спроса на труд выражается кривой спроса на труд (DL), которая совпадает с кривой предельной доходности труда (MRPL) (рис. 20.1.).

Предприятие будет нанимать работников до тех пор, пока предельная доходность от использования трудовых услуг не сравняется с уровнем их оплаты (количество LO на рис. 20.1.). Таким образом, предприятие максимизирует прибыль, если выполняется равенство:

MRPL=MRCL=WO. (20.1)

Если рассматривать рыночное предложение труда, то кривая S будет иметь положительный наклон, который свидетельствует об увеличении объема предложения трудовых услуг по мере роста уровня заработной платы (рис. 20.2).


Рис. 20.2. Рыночное предложение труда Рис. 20.3. Кривая индивидуального предложения труда

Индивидуальное предложение труда формируется иначе. На рис. 20.3. изображена кривая, показывающая общее количество рабочего времени (L), которое согласен отработать конкретный работник при данной величине заработной платы (W).

По мере повышения заработной платы объем предложения сначала увеличивается, достигает максимального уровня (т. I), а затем начинает снижаться. Это происходит под действием двух эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения. До точки I действует эффект замещения: досуг замещается тем набором товаров и услуг, которые работник может приобрести на возрастающую зарплату. Эффект дохода противостоит эффекту замещения и становится ощутимым при достижении работником достаточно высокого уровня материального благополучия. Теперь работник предпочитает больше отдыхать, сокращая рабочее время, в результате объем предложения уменьшается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: