double arrow

В условиях совершенной конкуренции

Определение цены и объема производства

Характеристика типов рыночных структур

Определение цены и объема производства в условиях различных рыночных структур

Отрасль – это группа фирм, производящих блага, предназначенные для удовлетворения одной потребности и взаимозаменяемые между собой.

Каждый отраслевой рынок имеет свои характерные признаки организации, комбинация которых представляется в виде рыночной структуры или модели рынка.

Рыночная структура – совокупность признаков рыночной организации, отражающих отраслевые особенности, и определяющих способ установления цены и объема выпуска, а также характер взаимодействия фирм отрасли.

Экономисты различают четыре рыночные структуры:

- чистая конкуренция,

- чистая монополия,

- монополистическая конкуренция,

- олигополия.

Таблица 13

Характерные черты основных моделей рынков

Критерий Тип рынка
Чистая конкуренция Монополисти-ческая конкуренция Олигополия Монополия
Количество продавцов Очень большое Большое Несколько Один
Тип товара Стандартизиро-ванный Дифференциро-ванный Как дифференци-рованный, так и стандартизи-рованный Уникальный
Барьеры для вступления в отрасль Отсутствуют Практически отсутствуют Весьма существенные барьеры Вступление блокировано
Контроль за ценой со стороны отдельно взятого производителя Отсутствует Некоторый, но в довольно узких рамках Ограничен взаимной зависимостью но может быть весьма существенным при сговоре Полный контроль над ценой

Окончание таблицы 13

Критерий Тип рынка
Чистая конкуренция Монополисти-ческая конкуренция Олигополия Монополия
Неценовая конкуренция Отсутствует Присутствует (упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки) Присутствует (где товар дифференцированный), отсутствует (где стандартизированный) Отсутствует (главным образом, реклама фирм с общественными организациями)
Примеры     Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды, обуви Производ-ство стали, чугуна, автомобилей  

Основные черты совершенной конкуренции:

1) Очень большое число покупателей: основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высоко организованном рынке. Примером может служить рынки сельскохозяйственных товаров.

2) Стандартизированная продукция: конкурирующие фирмы производят стандартизированную или однородную продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, свойствах, функциях и т.д.

3) «Соглашающийся с ценой»: на чисто конкурентном рынке отдельные фирмы не осуществляют контроль над ценой продукции, поскольку отдельно взятый производитель производит от общего объёма рыночного предложения крайне незначительную часть. Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка – цена продукта есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции, как при большем, так и при меньшем объеме производства.

4) Свободное вступление и выход из отрасли: не существует никаких серьезных препятствий – законодательных, технологических, финансовых и других, - которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

Чистая конкуренция на практике довольно редка. Это не означает, однако, что анализ функционирования конкурентного рынка – неуместное логическое упражнение.

Чистая конкуренция – модель рынка, которая имеет весомое аналитическое и некоторое практическое значение. Анализ чистой конкуренции сосредоточивается на следующих важных целях:

- изучение спроса с точки зрения конкурентного продавца;

- исследование приспособления в краткосрочном периоде

- исследование природы долговременных изменений и приспособлений в отрасли;

- оценка эффективности конкурентных отраслей с точки зрения общества в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: