Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Сущность и виды конкуренции




КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

Конкуренция(от лат. concurrentia – столкновение, состязание) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг.

Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция, как ее противоположность – монополия, может существовать только при определенном состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определенных параметров (показателей) состояния рынка. Основными параметрами являются:

1) количество фирм, поставляющих товары на рынок;

2) свобода вхождения на рынок и выхода из него;

3) дифференциация товаров (придание определенному виду товаров одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей – по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

4) участие фирм в контроле над рыночной ценой.

Экономисты различают четыре довольно несхожих рыночных ситуаций или формы конкуренции: совершенную (чистую) конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Чтобы выявить главные отличительные черты этих видов рыночных структур, рассмотрим табл. 5.1.

С учетом методов состязательности различают также следующие формы конкуренции:

* ценовая – соперничество предприятий за получение дополнительной прибыли за счет снижения цен или путем сокращения издержек производства и реализации продукции (услуг) без изменения ассортимента и качества, или использования демпинговых цен;

* неценовая – соперничество предприятий за получение дополнительной прибыли за счет изменения свойств продукции (услуг), повышения ее качества, создания новой продукции.

В период преобладания совершенной конкуренции в рыночной экономике господствовали методы ценовой конкуренции, а в современных условиях – методы неценовой конкуренции, что объясняется приоритетом покупателей.

Таблица 5.1

Характеристика разных видов конкуренции

Параметры состояния рынка Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция Монополия
Монополистическая конкуренция Олигополия
Количество фирм, поставляющих товары на рынок Много независимых фирм, нет контроля над рынком Много фирм, производящих сходные товары и услуги Несколько крупных фирм, производящих сходные товары и услуги Один продукт и одна крупная фирма
Участие в контроле над ценами Нет. Цены определяются рынком Влияние ограничено возможностью замены Существует влияние «ценового лидера» Практически полный контроль
Товарная дифференциация Нет. Продукты не различимы по свойствам и качеству Товары и услуги дифференцированы для специфических рынков Существенна для отдельных продуктов (например, автомобилей); мала для стандартизированных товаров (например, бензин) Нет
Свобода входа на рынок и выхода из него Относительно легкий Относительно легкий Трудный. Часто требуются большие инвестиции Очень трудный
             




Дата добавления: 2014-01-31; просмотров: 708; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10624 - | 7811 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Социальная сущность войны и ее взаимосвязь с политикой на примере уроков Второй мировой войны
  2. I. Социально-психологическая сущность неуставных взаимоотношений
  3. I. Сущность и виды конкурентной борьбы
  4. I. Функции государства — это основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение государства в обществе
  5. Австрославизм и его сущность
  6. Адаптация личности в организации: сущность процесса и факторы
  7. Актуарные расчеты. 1) Значения и сущность актуарных вопросов
  8. Акцизы: экономическая сущность, облагаемая продукция, ставки, порядок исчисления и уплаты. Порядок исчисления и уплаты акцизов по ввозимым товарам
  9. Амортизация, ее сущность, методы начисления
  10. Анализ инвестиций, их сущность, виды
  11. Анализ конкуренции. Идентификация конкурентов. Уровни конкуренции
  12. Банк России: сущность, цели, задачи и функции функционирования


 

18.232.51.69 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.001 сек.