В переходный период социально-экономического развития возникает серьезная опасность ухудшения экологической ситуации вследствие разрушения стабильных хозяйственных связей, использования низкокачественных и некондиционных видов топлива, финансовых трудностей субъектов хозяйствования, ограничивающих возможности природоохранной деятельности, недостаточности бюджетного финансирования экологической сферы и т.п. Многие специалисты считают, что «чисто рыночная» экономика является наиболее опасным для природы способом хозяйствования, поскольку частный собственник в условиях слабо регулируемого рынка в погоне за максимальной прибылью стремится к сокращению своих непроизводительных расходов, к которым в первую очередь и относят затраты на экологию. А это, конечно же, приведет к ухудшению экологической обстановки.
В связи с этим эколого-экономические исследования призваны реализовывать в обществе следующие основные функции:
направляющую (обоснование экологических целей и выбор главных путей их реализации);
|
|
координирующую (сбалансирование важнейших пропорций в потреблении природных ресурсов и согласование производственных интересов природопользователей с экологическими интересами общества);
стимулирующую (активизация природоохранной деятельности субъектов хозяйствования и общества в целом).
Выполнение этих функций в свою очередь выдвигает перед экономикой природопользования как наукой следующие задачи:
разработка стратегических направлений ресурсосберегающего развития экономики и экологической политики государства;
формирование системы государственного регулирования, прогнозирования и контроля природоохранной деятельности;
исследование и научное обоснование хозяйственного механизма природопользования в условиях становления рыночных отношений;
совершенствование организационных основ управления природопользванием;
разработка экономического механизма охраны окружающей среды и эффективного природопользования с применением рыночных рычагов;
теоретическое обоснование и выработка методических подходов к определению экономических показателей природоохранной деятельности производственных объектов и степени их воздействия на окружающую среду;
установление путей и методов повышения эффективности использования природных ресурсов, их воспроизводства, усиления режима экономии, комплексной переработки сырья и вторичных ресурсов производства, снижения материало- и энергоемкости производства в целях сокращения вредного воздействия на окружающую среду.
Главной задачей курса «Основы экологии и экономика природопользования» является формирование системы знаний о рациональном природопользовании, путях достижения устойчивого эколого-экономического развития, функционировании и совершенствовании хозяйственного механизма природопользования, адекватного рыночной экономике. Это предопределило изучение в данном курсе следующих составных частей механизма регулирования сферы природопользования:
|
|
системы планирования и прогнозирования природопользования;
управления и регулирования природопользованием, правовой защиты природной среды;
системы наблюдения, учета и контроля в области охраны окружающей среды;
финансирования и кредитования природоохранных мероприятий;
экономического стимулирования рационального природопользования и природоохранной деятельности.
В задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» составной частью входит изучение эколого-экономических проблем Республики Беларусь и путей их решения. Это охрана и обеспечение качества воздушного бассейна страны, охрана и рациональное использование водных ресурсов, улучшение использования и сохранение плодородия земельных ресурсов, повышение эффективности использования и охраны лесных и минерально-сырьевых ресурсов. Сложность экологической ситуации обусловлена совмещением в ряде регионов производственного и радиационного загрязнения. Отсюда вытекает необходимость анализа и учета специфики природопользования в условиях радиационного загрязнения территории страны.
Знания в области экологии и экономики природопользования помогут будущим специалистам осуществлять необходимые расчеты по экономической оценке природных ресурсов, определению размеров экологических платежей, экологических издержек производства, экономической эффективности проводимых природоохранных мероприятий и т.п.
Одна из главных задач эколого-экономического образования — привить будущему руководителю производства понимание того, что любое хозяйственное действие отражается на состоянии окружающей среды, и поэтому решать производственные вопросы надо комплексно, сопоставляя производственный эффект с экологическими последствиями.
Для устойчивого развития страны необходимо, чтобы каждый гражданин был сознательным и активным участником процесса сбережения, умножения и рационального использования природных ресурсов в целях обеспечения нормальных условий проживания и деятельности настоящего и будущих поколений.