Социальные гарантии

Инфраструктура хозяйствования

Приватизация собственности

Либерализация цен

Для плановой экономики было характерно стремление централизованно устанавливать цены или полностью контролировать их формирование. Тем не менее в последний период действия этой системы многие цены росли как бы сами по себе. Особенно это относилось к ценам на новую промышленную продукцию производственного назначения. Это создавало ценовые диспропорции, перекосы финансовых потоков, с которыми в рамках самой плановой системы справиться не удавалось - повышение цен на комплектующие изделия предприятия-потребители автоматически переносили на цену своей продукции, порождали тем самым инфляцию предложения. Радикальным решением являлся переход на иные, рыночные методы формирования цен, когда ограничения со стороны спроса лимитируют их рост.

Взаимосвязь собственности и хозяйствования как частей пучка прав собственности - показывает, что ответственное хозяйствование возможно только тогда, когда тот, кто хозяйствует, может присваивать остаточный доход, становиться его собственником рядом с собственниками тех ресурсов, которые привлекались изначально. Поэтому появление частной собственности рядом с государственной, а отчасти и вместо нее, - неизбежное явление при переходе от плана к рынку. С точки зрения экономической теории важно даже не столько обеспечение справедливости или эффективности при первичной приватизации - ни того, ни другого все равно обеспечить невозможно - сколько удешевление и упрощение дальнейшего движения хозяйственных прав в сторону тех, кто сможет использовать их с максимальным эффектом в ходе вторичной приватизации, то есть перераспределения на рыночных основах прав, полученных агентами в ходе первичной приватизации.

В широком смысле инфраструктура рынка включает в себя все материальные и институциональные условия совершения и реализации сделок, связанных с движением имущественных прав. Среди прочего к ним относится состояние путей сообщения и складского хозяйства, их расположение и пропускная способность, ориентированные на потоки и запасы частных благ, а не предметов военного назначения.

В узком смысле инфраструктуру рынка образует развитой финансовый сектор, система законов, начиная с гражданского кодекса, а также специфическая этика хозяйствования, весьма отличающаяся от хозяйственных привычек, формируемых плановой системой хозяйствования.

Основная проблема, которую приходится решать в сфере социальных гарантий в рамках переходного периода - переход от уравниловки к адресной помощи тем, кто в этом действительно нуждается. Для этого требуется выработка критериев отбора, достаточно реалистичных и по ресурсам, и по потребностям потенциальных получателей помощи, например, семей с детьми. Налоговая система также должна быть перестроена с учетом возможно более устойчивого обеспечения государством принятых на себя социальных гарантий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: