Антимонопольное законодательство и регулирование. Наихудшим для потребителя случаем является монополия, практикующая ценовую дискриминацию

Ценовая дискриминация

Наихудшим для потребителя случаем является монополия, практикующая ценовую дискриминацию.

Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности. Это происходит при следующих предпосылках:

1) если продавец обладает достаточно высокой степенью монополии, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами;

2) если можно сегментировать рынок – разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене;

3) если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже.

Фирмы, практикующие дискриминацию, присваивают значительную часть потребительского излишка, устанавливая цены выше равновесного уровня. В предельном случае дискриминирующая фирма стремится полностью поглотить потребительский излишек. Монополист получит не только прибыль, обычную для монополиста, но и дополнительную прибыль.

Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

Классическим примером антимонопольного законодательства является антитрестовское законодательство США. Первым актом стал закон Шермана (1890г.), который был направлен в основном против монополизации торговли и коммерческой деятельности. Он запрещал любые формы контрактов (объединения, сговор), направленные на ограничение свободы торговли, а также объявлял вне закона «недобросовестные приемы» устранения конкурентов, рассматривая их как уголовное преступление. В качестве мер наказания предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение и даже расформирование виновной фирмы. Главная особенность закона Шермана – нацеленность на борьбу с уже существующими монополиями. Его недостатками были нечеткость основных определений, отсутствие постоянного контролирующего органа и профилактических антимонопольных мер.

Эти недостатки были устранены в 1914г., когда были приняты закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии (ФТК). В законе Клейтона не только уточнялись основные понятия антитрестовского законодательства, но и расширялось понятие антимонопольной деятельности. На ФТК был возложен контроль за исполнением антитрестовских законов.

В дальнейшем антитрестовское законодательство США все в большей степени переходило от узкой к широкой трактовке монополистического поведения. Закон Уилера-Ли (1938г.) был направлен на защиту прав потребителя против ложной рекламы и искаженной информации. Закон Келлера-Кефаувера (1950г.) обращал внимание на взаимодействие монополистов в сфере материальных активов.

В 1-й половине 80-х гг. американское правительство приняло инструктивные документы, которые установили нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Херфиндаля-Хиршмана. Если этот индекс не превышал 1000, то рынок признавался слабоконцентрированным, если превышал 1800 – высококонцентрированным.

В целом ряде отраслей избежать естественных монополий невозможно (газоснабжение, электроснабжение и т.д.). Поэтому государство вынуждено осуществлять по отношению к ним прямое или косвенное регулирование. Поскольку государство стремится умерить «аппетит» естественных монополий, оно устанавливает равную для всех цену на уровне средних издержек Такая цена называется «ценой, обеспечивающей справедливую прибыль».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: