Экологическое право и его исторические корни

Возникновение и развитие отрасли экологического права - результат углубления противоречий между обществом и природой, результат осознания потребности и необходимости значительного расширения юридического вмешательства в регулирование отношений по охране и использованию природной среды. В отличие от иных отраслей права экологическое право имеет свои особенности. Эти особенности проистекают из специфики предмета правового регулирования, т.е. из сферы взаимодействия общества и природы как особой сферы отношений. Данные особенности обусловлены тем, что экологическая функция по своей форме относится к системе права, а по содержанию - к экологии.

В экологическом праве применение правовых норм связано с объективными законами природы, которые можно познать, учесть или игнорировать. Сегодня человеку как для сохранения своего вида вообще, так и для сиюминутного благополучия в частности необходимо считаться с ними при каждом своем действии, как связанном, так и не связанном с вторжением в природную среду.

С целью управления деятельностью человека по отношению к окружающей среде возникло экологическое право, под которым понимается совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы и в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений людей.

Роль правового регулирования не стоит ни преувеличивать, ни преуменьшать: с одной стороны, государство и общество не могут игнорировать экономические основы, степень развития техники, науки, характер и уровень интеграционных связей между странами; с другой - правовые нормы способны упорядочивать общественные отношения, придавать им категорический, "письменный" характер, повышать степень их обязательности выполнения.

Экологическое право, как часть юридического знания, не относится к базовым правовым структурам, а рассматривается в числе межотраслевых институтов. Экологическую нагрузку несут многие отрасли права, его институты и нормы, связанные с регуляцией системы "общество - природа", основное же деление происходит по двум направлениям: природоресурсовое право и природоохранное. С учетом объекта правового регулирования существует два подхода к развитию экологического права: интегрированный (охрана окружающей среды в целом) и дифференцированный (охрана и использование отдельных природных объектов).

Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отражающих требования экологических закономерностей, закрепляющих научно обоснованные нормативы и пределы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания, проведения экологически продуманной политики, сохранения естественных природных систем и объектов и т.д.

Актуальность данной отрасли права основана на том факте, что сегодня сохранение природы и самого человека замкнулось на его умении познать все основные процессы в биосфере и учитывать их при регулировании собственного поведения. Данный процесс во многом определяется: 1) экологическим образованием; 2) экологическим воспитанием; 3) государственными гарантиями экологических прав. Эти составляющие неразрывно связаны между собой, призваны постоянно, всесторонне дополнять и совершенствовать друг друга.

Цель правового регулирования экологических отношений состоит в обеспечении экономических интересов государства в использовании природных ресурсов с учетом требований охраны природы. Цель правового регулирования природоохранительных отношений выражается в удовлетворении экологических интересов общества при сохранении оптимальных темпов хозяйственного развития.

Эколого-правовое значение норм и институтов иных отраслей права приобретается двумя путями.

Во-первых, отмечается, что на службу правовой охране природы приходят традиционные нормы и институты базовых отраслей права. Например, таким институтом является возмещение вреда, предусмотренное нормами гражданского права. Практика показывает, что он успешно используется и в области охраны окружающей среды, что будет показано далее.

Во-вторых, отдельные нормы соответствующих отраслей права приобретают такое значение вследствие их "экологизации". Подобными признаками обладают нормы хозяйственного законодательства, регламентирующие порядок планирования, проектирования, строительства производственных объектов.

Взаимодействие природоохранительных и других правовых норм, преломляющих в своем содержании и применении требования охраны окружающей среды, строится на основе сочетания общего и особенного в правовой охране природы. Общее здесь связано с базовыми правилами охраны природной среды, особенное - с их проявлением и реализацией в конкретных условиях хозяйственного отношения.

Одной из самых действенных мер в управлении в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов является установление строгих норм экологического права на всех уровнях - глобальном, национальном, региональном и местном. Правовые нормы - это правила поведения людей, отличающиеся от других социальных норм (моральных, этических, религиозных) тем, что они являются общеобязательными, формально определенными, т.е. записанными в тексте нормативного акта - закона, кодекса и др., и обеспечиваются принудительной силой государства и ответственностью за их неисполнение.

При регулировании экологических отношений следует учитывать четыре составляющие процесса регуляции.

Первая - нормы права как специальные эколого-правовые, так и экологизированные, регулирующие хозяйственную деятельность, трудовые и служебные отношения, складывающиеся в процессе ее выполнения, и нормы-гарантии, обеспечивающие реализацию хозяйственно-правовых предписаний.

Вторая - эколого-правовые отношения, которые представляют собой связь между людьми, характеризующуюся наличием их взаимных прав и обязанностей по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов.

Третья - акты применения права, необходимые в тех случаях, когда субъекты не хотят вступать в правоотношения или, вступив в эти правоотношения, не выполняют возложенные на них обязанности.

Четвертая - реальное поведение субъектов в соответствии с требованиями эколого-правовых норм.

Каждой отрасли права присущи свой предмет, метод или комбинация методов. Предмет и метод обладают определенным единством, поскольку отрыв способов воздействия от содержания регулируемых общественных отношений отрицательно сказывается на самостоятельности и эффективности отрасли права. Комплекс методов отрасли права включает специфические приемы, присущие только данной отрасли права, и иные, более общие методы, представляющие, однако, такое сочетание, которое не свойственно другим отраслям права. В экологическом праве применяются как административный метод, проявляемый в установлении государством и выполнении административных предписаний природопользователями, так и гражданско-правовой метод, который предполагает равенство сторон при совершении каких-либо действий, например сделок.

Специфическим, присущим данной отрасли права, методом является метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общества и окружающей среды. Этот метод связан с особенностями предмета экологического права, со знанием и применением в хозяйственной и иной деятельности законов природы.

Структуру экологического права составляют три его части: общая, особенная и специальная. Первая содержит общие положения, основные понятия, принципы, характеризующие механизмы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием, вторая (особенная) охватывает нормы, регулирующие охрану и использование отдельных природных объектов, третья (специальная) - международно-правовые основы экологического права и зарубежное национальное законодательство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: