Особенности экологического законодательства стран СНГ

Межправительственное соглашение о взаимодействии стран СНГ в области экологии и ООС было заключено 8 февраля 1992 г. в Москве. В соответствии с ним в июле 1992 г. на совещании в Минске руководители природоохранных ведомств государств-участников подписали Протокол о создании и полномочиях межгосударственного экологического Совета. Этот Совет состоит из руководителей природоохранных ведомств стран-участниц и призван оказывать давление на правительства стран СНГ с целью осуществления ими деятельности по ООС и рациональному природопользованию. Совет должен проводить совещания не реже двух раз в год поочередно в каждой стране. Постоянно действующим органом Совета является Секретариат, финансируемый Межгосударственным экологическим фондом за счет денежных взносов стран-участниц. Ежегодные взносы участников Фонда составляют 0,05% валового национального дохода каждой из стран. Центральный банк и штаб-квартира Фонда находятся в Минске. Совет утвердил перечень самых экологически уязвимых природных зон на территории СНГ: район Чернобыля, бассейны Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, Приаралье, озера Балхаш и Байкал. Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств СНГ 29 декабря 1992 г. принят законодательный акт «О принципах экологической безопасности в государствах Содружества».

Во всех странах СНГ были приняты национальные законодательства по ООС. Эти законодательства имеют немало общих черт и во многом (в силу исторической инерции) сходны с российским. Так, во всех конституциях стран СНГ провозглашено право граждан на благоприятную ОС и на возмещение ущерба, причиненного нарушением этого права. В той или иной форме отражена обязанность граждан беречь природу. Главным вопросом, по которому имеются разногласия в экологических законодательствах стран СНГ, является вопрос о собственности на землю и природные ресурсы. Так, в Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Узбекистан сохранена только государственная собственность на землю и другие природные ресурсы. Некоторые страны СНГ (Туркменистан, Беларусь) оставили открытым вопрос о собственности, указав лишь, что осуществление права собственности не должно наносить вреда окружающей среде.

15.4.Международная эколого-правовая ответственность. Международная юридическая ответственность в области ООС и рационального использования природных ресурсов является частью системы ответственности по международному публичному праву. Ее можно определить как возложение на субъект международного права, нарушившего международные экологические требования, определенных взысканий и ограничений, а также обязанностей по компенсации причиненного экологического вреда. Как и во всем международном праве, ответственность в международном экологическом праве не кодифицирована, а базируется на обычаях, выраженных в международно-правовых актах по конкретным вопросам ООС.

В международном экологическом праве не применяются такие категории, как дисциплинарная, административная и уголовная ответственность, не существует какого-либо перечня юридических санкций. Наиболее распространенный вид ответственности за международное экологическое правонарушение — это возмещение (компенсация) имущественного вреда. Международное экологическое правонарушение имеет разнообразные формы проявления — от противоправного присвоения природных ресурсов до невыполнения экологических норм и требований, в результате чего создается потенциальная угроза неблагоприятных изменений ОС.

Основанием возникновения экологической международно-правовой ответственности субъекта международного права является совершение им международного правонарушения (это деяние субъекта, нарушающее нормы международного права и свои международные обязательства, наносящее материальный или нематериальный ущерб другому субъекту или группе субъектов или всему международному сообществу в целом). Важно подчеркнуть, что никакие ссылки субъекта-правонарушителя на национальные законы и правила в оправдание своего поведения недопустимы.

Международные экологические правонарушения подразделяются на ординарные правонарушения и международные преступления, их классификация во многом зависит от величины ущерба, причиненного ОС. Предметом исследования эколого-правовой ответственности является характер и объем такого ущерба, методика его исчисления и определение границ материального возмещения.

Международная эколого-правовая ответственность субъектов международного права может наступать не только при нарушении норм международного права или обязательств по договору, но и за вредные последствия правомерной деятельности (например, нанесение материального ущерба источником повышенной опасности, использование и применение которого не запрещено международным правом, это так называемая ответственность за риск).

В настоящее время существует два вида международной эколого-правовой ответственности государств: политическая и материальная. Политическая осуществляется в форме санкций и рестораций, материальная - в форме репараций и реституций.

Наиболее распространенной формой политической экологической ответственности являются санкции — принудительные меры военного или невоенного характера, применяемые против агрессора в случаях угрозы миру или международной безопасности. Они должны осуществляться только при наличии резолюции Совета Безопасности ООН. Напомним, что бомбежки и последующее вторжение американских и английских войск и Ирак было проведено при отсутствии такой резолюции.

Другая форма политической ответственности - ресторация. Это обязанность государства-нарушителя восстановить прежнее состояние ОС и нести связанные с этим неблагоприятные последствия (например, восстановление качества воды, загрязненной по его вине).

Материальная ответственность наступает при нарушении государством своих международных обязательств и связанного с этим материального вреда. Репарации - это возмещение причиненного материального ущерба денежными платежами, ценностями и услугами. Реституции - это возвращение, восстановление или замена в натуральном виде неправомерно изъятых, поврежденных или уничтоженных материальных ценностей.

Порядок разрешения международных экологических споров обычно предусматривается в соответствующей конвенции, договоре или соглашении. Способы разрешения споров - переговоры, взаимные шаги к примирению спорящих сторон, обращение в Международный суд ООН или в Международный экологический суд.

Поскольку международные экологические споры стали довольно частым явлением, возникла необходимость создания международных судебных учреждений, специализирующихся в этих вопросах. В 1993 г. была учреждена Экологическая палата в составе Международного суда ООН в Гааге, в которую входят семь регулярных судей - членов Международного суда ООН. В 1994 г. был учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд), действующий как неправительственная организация. В состав судей были включены 29 юристов-экологов из 24 стран, включая Россию. Был принят Устав суда; местами постоянной дислокации его руководящих органов были избраны города Мехико-Сити (Мексика) и Сан-Себастьяно (Испания).

Спецификой международного экологического права является тот факт, что, несмотря на различные формы международной ответственности, пока отсутствует четкий механизм привлечения к ней.

Выводы и итоги


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: