double arrow

Л А Р Н

По сравнению со стационарными морскими комплексами по промышленной добыче нефтяных углеводородов на шельфе, действующими длительное время, поисково-разведочное бурение с ППБУ представляет меньшую экологическую опасность для окружающей среды. Однако, организация технологических процессов при таком бурении не исключает возможности ухудшения качества воздушной, морской и наземной среды, состояния биоты за счет прямого или опосредованного воздействия.

Штокмановское ГКМ располагается вне охраняемых территорий прибрежной зоны Баренцева моря и его морских зон с повышенной биопродуктивностью.

Выводы

В-шестых, поэтапно реализовывать Программу компенсационных и природоохранных мероприятий, направляемых на сохранение экосистем в Обской и Тазовской губах.

В-пятых, осуществлять компенсацию ущерба рыбным ресурсам Обско-Тазовского бассейна от проведения поисковых (разведочных) работ в размере, определенном нормативными документами и согласованном с Нижнеобьрыбводом и уполномоченными органами по охране окружающей среды по результатам комплексного экологического мониторинга.

В-третьих, выполнение поисковых (разведочных) работ в строго определенные проектом сроки.

Во-первых, строгое и точное соблюдение всех нормативно-правовых требований законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принятых ими в пределах своей компетенции.

Экологических последствий намечаемой деятельности

Меры по снижению и предотвращению негативных

В качестве мер по снижению и предотвращению негативных экологических последствий при проведении бурения поисковых (разведочных) скважин:

Во-вторых, соблюдение норм и правил по охране окружающей среды предусмотренных проектом; установление внутренних природоохранных норм и правил с учетом передовой международной практики; осуществление внутреннего контроля и регистрации всех случаев нарушения норм, правил и отклонений в проведении технологических операций и функционировании оборудования, которые могут рассматриваться как потенциальные источники экологического риска; разработка планов, материально-техническое оснащение и поддержание в постоянной готовности сил и средств для действий в аварийных ситуациях.

В-четвертых, при проведении поисковых (разведочных) работ выполнять комплексный экологический мониторинг бурения в соответствии с программами, утверждаемыми уполномоченными органами по охране окружающей среды. Привлекать к выполнению мониторинга местные природоохранные органы и представителей коренного населения. Информировать о результатах экологического мониторинга уполномоченные органы по охране окружающей среды и общественность.

По результатам оценки воздействия на окружающую среду бурения поисковой скважины № 7 на Штокмановском газоконденсатном месторождении можно сделать следующие основные выводы:

3. Все виды техногенных воздействий на параметры морской среды при безаварийном бурении поисковой скважины № 7 на Штокмановском газоконденсатном месторождении будут локальными (в пределах 1 км прилегающей к ППБУ площади) и незначительными.

3.1. Воздействие шумов (в целом - локальное и кратковременное) на фауну района работ будет зависеть от вида животных, сезона года и проявится в их уходе от источника звука. Контролирующими органами, исходя из складывающейся в районе конкретной экологической обстановки, могут быть установлены определенные ограничения в сроках выполнения буровых работ, что не противоречит изложенным результатам ОВОС.

3.2. При безаварийной работе ППБУ атмосфера не загрязняется. Влияние на атмосферный воздух и биоту тепла от сжигания на факеле углеводородной продукции скважины локально и в условиях Арктики несущественно.

3.3. При бурении скважины на направление будет происходить некоторое взмучивание грунта и переотложение выбуренных донных осадков. Воздействие на биоту возможного перемещения донных отложений будет слабым и локальным. Непродолжительные сроки работ и отсутствие токсичных составляющих во взвесях ослабят это влияние.

3.4. Наиболее опасно для морской биоты воздействие нефтяных углеводородов, буровых растворов. Однако появление в водах района опасных концентраций углеводородов, либо их длительное влияние, при безаварийной работе ППБУ практически исключено. Проектом предусматривается использование буровых растворов только на водной основе. В результате, возможное химическое загрязнение будет незначительным, а само воздействие этого фактора слабым и локальным. Приготовление, хранение и использование бурового раствора, утилизация шлама при безаварийной работе ППБУ не вызовут существенных изменений в состоянии биоты в районе Штокмановского ГКМ.

4. Проектная технология бурения скважин надежна и авария СПБУ при бурении поисковой скважины № 7 на Штокмановском газоконденсатном месторождении маловероятна.

4.1. При авариях возможно тепловое воздействие на водную среду. В этом случае выброс из нижних пластов вызовет незначительный, очень локальный и кратковременный (до ликвидации аварии) нагрев морской воды вблизи ППБУ, воздействие которого на биоту будет ничтожным в сравнении с последствиями химического загрязнения.

4.2. Аварийный выброс из скважины углеводородов в районе Штокмановского ГКМ не может привести к поражению биоты на значительной акватории, а также на побережье. Величина зоны токсичного поражения биоты будет зависеть от объема и продолжительности выброса или разлива.

4.3. Широкомасштабное токсичное поражение биоты буровыми растворами при аварии скважины при проектных объемах работ представляется маловероятным.

План разработан в соответствии с требованиями Федеральных Законов от 10.01.2002 г. № 7-Ф3 «Об охране окружающей среды», от 21.12.94 г. № 68-Ф3 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 21.07.1997 г. № 116-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и следующих нормативных документов:

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 г. № 613 «О неотложных мерах по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов на территории Российской Федерации»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2000 г. № 44 «О порядке создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.08.96 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. №371 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта»;

Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения»;

Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации 09.03.2003 № 156 «Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации».

План разработан в соответствии с постановлением правительства Мурманской области от 09.01.2001 г. № 17-ПГ «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов в Мурманской области».

Структура и содержание плана соответствуют требованиям Руководства ИМО по борьбе с загрязнением нефтепродуктами – Раздел II Планирование чрезвычайных мер в случае разливов нефтепродуктов.

В Плане ЛРН учтены требования и рекомендации следующих международных Конвенций, Стороной или Подписантом которых является Российская Федерация:

Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 г. (МАРПОЛ 73/78) и Протоколом 1997 года к ней;

Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года (БЗНС-90), измененной Протоколом ОВВ-БЗНС 2000 г.

При разработке Плана ЛРН решаются следующие основные задачи:

1. определение ответственности за реализацию ЛРН;

2. определение состава и порядка взаимодействия собственных и привлекаемых сил и средств ЛРН;

3. обеспечение готовности персонала и технических средств, проведение учений и тренировок.

Планом ЛРН устанавливается и определяется:

1. оценка источников и объемов возможных разливов нефтепродуктов;

2. управляющий и координирующий орган, его функции, распределение прав и обязанностей его членов;

3. оценка риска и расчет достаточности сил и средств ЛРН;

4. места базирования средств ЛРН, их номенклатура, количество, готовность;

5. политика принятия решения при разливе нефтепродуктов;

6. процедура уведомления, оповещения и передачи информации;

7. организация работ по локализации и ликвидации разлива;

8. организация сбора, транспортировки и утилизации собранного нефтепродукта;

9. обеспечение безопасности, материально-техническое, финансовое и медицинское обеспечение;

10. порядок возмещения затрат и компенсации нанесенного ущерба.

Для разливов нефтепродуктов регионального и федерального значения Планом ЛРН определяются условия, при которых управление и координация работ по ЛРН переходит к региональному органу управления по ЧС и при которых вступают в действие планы ЛРН более высокого уровня.

Введение Планов в действие оформляется приказом по организации, с уведомлением органов исполнительной власти утвердивших Планы, после утверждения Плана ЛРН Председатель КЧС Общества обращается к организациям, представленным в Плане ЛРН с предложением о включении их представителя в состав КЧС.

Внесение поправок к Плану ЛРН производится в следующих случаях:

1. изменение источников и условий возникновения разливов нефтепродуктов;

2. изменение состава собственных и привлекаемых сил и средств;

3. образование новых профессиональных аварийно-спасательных формирований и организаций (на договорной основе);

4. по мере необходимости по результатам проведения операций ЛРН, учений и тренировок;

5. изменения, вносимые в вышестоящие (территориальный, региональный, бассейновый и федеральный) планы;

6. при изменении нормативных документов, определяющих состав и содержание Плана или по указаниям вышест. органов.

При внесении изменений действует следующий порядок:

1. вносимые в разделы Плана изменения или поправки рассылаются всем заинтересованным организациям с указанием номера каждой поправки и даты ее утверждения.

2. каждая из заинтересованных организаций включает поправки в свой экземпляр Плана и поддерживает План в актуальном состоянии;

3. взаимодействующие организации своевременно информируют руководство Общества об изменениях номеров контактных телефонов или факсов, а также обо всех изменениях в составе предусмотренных Планом сил и средств.

Комплекс мероприятий по предупреждению аварийных разливов нефтепродуктов включает:

1. выявление возможных источников и причин разливов нефти;

2. прогнозирование максимально возможных разливов нефти для планирования работ по их локализации и ликвидации;

3. создание и постоянный контроль функционирования систем обнаружения утечек нефтепродуктов;

4. создание и постоянный контроль функционирования систем связи и оповещения о разливах;

5. расчет потребности сил и специальных технических средств, предназначенных для локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов, создание запасов соответствующих сил и средств;

6. организацию подготовки и поддержания в постоянной готовности аварийных формирований и специальных технических средств, предназначенных для локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов;

7. подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности;

8. экспертизу промышленной безопасности, диагностику, испытания, освидетельствование технических устройств;

9. производственный контроль соблюдения требований промышленной безопасности;

10. планирование первоочередных действий по локализации разлива нефтепродуктов при получении сигнала об угрозе или ее разливе;

11. организацию контроля выполнения мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией разливов нефтепродуктов;

12. контроль соответствия перечисленным выше требованиям мероприятий более низкого уровня;

13. обеспечение высокого уровня технической надежности оборудования и реализация программ по подготовке и обучению персонала организаций, работающих в регионе, безопасной эксплуатации оборудования и соответствующим навыкам действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Среди решений, направленных на обеспечение безопасности в области ЛРН на ППБУ «Petrolia» предусматривается осуществление следующих

организационно-технических мероприятий:

1. использование современных безопасных технологий строительства и испытания скважин;

2. применение оптимальных конструкции и режимов бурения и испытания скважин, обеспечивающих предупреждение выбросов и поглощений бурового раствора, а также минимизацию отборов углеводородов при испытании;

3. оборудование скважин противовыбросовым оборудованием;

4. проведение регулярного контроля для нормальной эксплуатации оборудования, особенно за оборудованием, работающим под давлением (работники опасных производственных объектов постоянно следят за недопущением резких колебаний давлений, уровней температур, способных привести к разрыву и повреждению основного технологического оборудования);

5. своевременная корректировка отклонений технологического процесса от установленных норм;

6. изучение оперативным персоналом возможных отклонений от нормального технологического режима и способов ликвидации этих отклонений;

7. получение при бурении и испытании скважин максимального объема геолого-геофизической информации, проведение комплекса аналитических исследований керна, шлама и пластовых флюидов;

8. испытания продуктивных горизонтов производится в закрытую систему обвязки, сепарированный газ сжигается на факельных горелках;

9. аварийная остановка технологического процесса и объектов в целом;

10. аварийное отключение систем в установках по хранению и транспортировке нефтепродуктов;

11. циркуляция бурового раствора, приготовленного на водной основе, осуществляется по замкнутому циклу, с использованием механической очистки и дегазации;

12. сбор и транспортировка для дальнейшей утилизации бурового шлама в спец. герметичных емкостях;

13. вывоз отходов бурения и материалов испытания (буровой раствор, пластовая вода) на берег и утилизация в установленном порядке;

14. транспортировка ГСМ и сыпучих материалов, их хранение на буровой установке и судах обеспечения только в емкостях с полной герметизацией и герметизированными системами перекачки, исключающими попадание материалов на дневную или водную поверхность;

15. проведение мониторинга окружающей среды с целью получения информации об экологической обстановке на участке работ и оценки воздействия на окружающую среду;

16. измерение гидрометеорологических параметров;

17. визуальное обнаружение утечек нефтепродуктов;

18. соблюдение требований промышленной безопасности, охраны недр и окружающей среды при ликвидации скважины.

Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;

См. Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийных разливов к чрезвычайной ситуации, утвержденные приказом МПР РФ от 3 марта 2003 г. N 156

муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;

территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;

регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;

федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).

В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов на море выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;

регионального значения - разлив от 500 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов;

федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов.

Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.

Тактика ведения телефонных разговоров заключается в соблюдении следующих принципов:

1. В разговоре должна применяться открытая и приветливая манера общения.

2. Разговор следует вести четко и внятно.

3. В качестве информации собеседнику должно быть предложено Заявление для прессы.

4. Зачитывать любой материал по телефону следует медленно и четко.

5. В разговоре использовать простой и ясный язык.

6. Выражаться следует кратко.

7. Технические термины должны быть разъяснены, если их невозможно избежать.

8. Хвастовство неприемлемо, даже если имеются положительные результаты.

9. Следует выражать сожаление там, где это необходимо.

10. Если некоторые факты ситуации неизвестны, это не должно скрываться, но при этом следует избегать фразы «Я не знаю».

11. Заканчивать разговор с собеседником вежливо. Не следует прерывать его, если вопросы становятся слишком трудными.

При этом:

1. Не стоит затягивать разговор, если передана вся имеющаяся на данный момент информация.

2. Не вступать в рассуждения и не строить догадок по поводу случившегося.

3. Не комментировать случившуюся ситуацию с позиции третьей стороны.

4. Не давать невыполнимых обещаний (например, позвонить, что-либо узнать и т.д.).

5. Не давать собеседнику обещания о личной встрече.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: