План
Лекция 1. Введение. Предмет и задачи курса экология. Методы экологических исследований
Тематический план лекций по экологии
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ЭКОЛОГИИ
для студентов 2 курса дневного отделения на 3семестр
№ | Темы лекций | Часы |
1. | Введение. | 2 ч. |
2. | Биосфера и человек | 2 ч. |
3. | Основы синэкологии, экосистемы | 2 ч. |
4. | Основы демэкологии | 2 ч. |
5. | Динамика и устойчивость экосистем | 2 ч. |
6. | Основы аутэкологии. Организм и среда | 2ч. |
7. | Экология и здоровье человека | 2ч. |
8. | Рост народонаселения Земли Демографическая и продовольственная проблема | 2ч |
9. | Глобальные проблемы окружающей среды. Антропогенные воздействия на экосферу и их следствия | 2ч |
10. | Антропогенные воздействия на атмосферу и глобальные экологические проблемы | 2ч |
Антропогенные воздействия на гидросферу, и их следствия. | 2ч | |
Антропогенные воздействия на литосферу, педосферу и их следствия. Загрязнения окружающей среды. | 2ч | |
Экологические принципы рационального природопользования и охраны природы | ||
Охрана окружающей среды. Экозащитная техника и технологии | 2ч | |
Организационно-правовые меры обеспечения устойчивого развития. Основы экономики природопользования | 2ч | |
Организационно-правовые меры обеспечения устойчивого развития. Основы экологического права | 2ч | |
Устойчивое развитии. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды | 2ч | |
Итого | 34 ч. |
1. Предмет и задачи современной экологии
|
|
2. Методы экологических исследований
3. Структура курса
- Предмет и задачи современной экологии
Особенности взаимодействия природы и общества на современном этапе, актуальность проблемы охраны окружающей среды
На рубеже третьего тысячелетия возник глобальный кризис современной цивилизации. Он выражается в ускоренном роете негативных тенденций во взаимоотношениях общества и природы и в росте социальной напряженности в самом обществе. Конфликт с природой, сопровождаемый ростом числа экологических проблем и их глобализацией, ставит вопрос о сохранении устойчивости сложной системы под названием «биосфера» и, как следствие, о выживании человечества как вида. В современной обстановке следует выделить три ее ключевые особенности.
Первая особенность состоит в глобальном развитии ряда негативных тенденций в природе. Это наблюдаемые изменения климата, состава атмосферы и вод, изменение озонового слоя, нарушение землепользования и лесопользования вследствие усиления хозяйственной деятельности.
Чаще всего обсуждаются планетарные дисфункции биосферы. К ним относятся возможные катастрофические последствия глобального потепления, которое может привести к таянию ледников и повышению уровня моря с затоплением огромных площадей таких стран, как, например, Голландия, значительная часть территории которой расположена ниже уровня моря. Глобальное потепление ассоциируется с повышением содержания в атмосфере «парниковых газов» (двуокись углерода, углекислый газ, метан и др.), которые, будучи малыми газовыми примесями атмосферы, беспрепятственно пропускают солнечное излучение, но задерживают собственное, более низкочастотное тепловое излучение земной поверхности, что и служит признаком возможног о повышения глобальной температуры.
|
|
Однако реальные приоритеты глобальной экологии увязываются с необходимостью сохранения устойчивости биосферы в рамках глобальных геохимических циклов. Именно они в такой постановке являются первичным условием поддержания систем глобального жизнеобеспечения по сравнению с увеличением содержания в атмосфере «парниковых газов», рассматриваемым как следствие происходящих изменений биосферы.
Под биосферой понимается та уникальная природная система, которая формировалась на протяжении многих миллионов лет эволюции Земли как планеты. Она включает биоту и окружающую сс природную среду, обеспечивающую существование жизни и содержащую следы деятельности биоты. Специфические биосферные процессы характеризуют условия функционирования биоты, ее обмена с внешней средой и реагирования на происходящие изменения при эволюции глобальной системы. Специфика этих процессов состоит в том, что основные химические элементы органических соединений (углерод, азот, кислород, фосфор и сера) накапливаются в тканях живых организмов. Это приводит к увеличению высокомолекулярных энергетических состояний соответствующих объектов биосферы, но после прекращения жизнедеятельности при естественном разложении этих тканей уровни энергии биогеохимических циклов понижаются. Такое сезонное и долгопериодное химическое неравновесие — характерная черта живой планеты. Другая ее характерная черта — необратимость процессов в биосфере — определяет особенности исследований наблюдаемых изменений и их возможной предсказуемости.
Дело в том, что биотические факторы контролируют функционирование глобальной системы в состояниях, близких к квазистационарным на длительных временных масштабах. Возникающие возмущения биогеохимических процессов могут привести к кризисным состояниям замкнутых элементарных циклов, плохо регулируемых в реальных масштабах времени. Например, в настоящее время подверглось сильнейшей деградации или полностью разрушено около 30—40% почвенных ресурсов мира. Ежегодные потери почв вследствие застройки, прогрессирующей эрозии, запредельного загрязнения и других нежелательных явлений доходят до 10 млн га и более. Если учесть, что на восстановление 1 см почвенного покрова требуется порой несколько десятилетий, становится ясно: человечество «рубит сук на дереве видов, на котором сидит». Аналогично обстоит дело и с эксплуатацией лесных ресурсов. Если учесть, что леса мира являются легкими планеты, то варварское истребление тропических (Бразилия, Индия, Индонезия и др.) и бореальных лесов (леса России составляют около 60% мировых запасов бореальных лесов) становится реальной угрозой жизни на Земле. Живая природа также несет весомые потери. Ежедневно на планете исчезает один вид живой природы. Сейчас имеется 4000 кандидатов на внесение в список исчезающих видов. Растет объем Красных книг растительного мира и почв.
Таким образом, человечество уничтожает биосферу, не понимая, что оно не обладает автотрофностью и рано или поздно этот ресурс закончится.
|
|
Вторая особенность: развитие социума вдет по степенным законам, крайне нелинейно и стремительно, что приводит к кризисам, росту социальной напряженности и расслоению общества.
За последние 5566 лет, поданным В.В. Довгуши и М.Н. Тихонова (1995), человечество пережило 14 550 войн, в которых погибло около 3640,5 млн человек и нанесен ущерб на 115,13 квинтиллионов долларов. За всю историю существования человечества люди жили в мире всего 292 года. Только в последнем веке состоялись две мировые войны, война в Югославии, экологическая война в Персидском заливе. Была предпринята террористическая попытка развязать бактериологическую войну, осуществлены захват Афганистана, Ирака.
Характер развития общества по ряду ключевых параметров является критическим, гак как соответствует экспоненциальным и степенным закономерностям. Этим закономерное сям сейчас подвержены и второстепенные, или производные, параметры: например, рост народонаселения и соответствующие темпы роста потребления продуктов питания и энергии на душу населения. Следствием является увеличение темпов загрязнения окружающей среды ядохимикатами, вредными газами, продуктами деятельности химических и радиохимических предприятий, а также рост мирового объема химических удобрений, вносимых в почву.
Третья особенность: ненадежность систем управления социума. Почти все системы управления обществом, созданные в XX в., потенциально опасны, ибо позволяют принимать кардинальные решения узкому кругу лиц.. Вся мировая система находится в крайне неравновесном состоянии, и в ней, как на опасном снежном склоне, имеется много центров опасной активации, которые в любую минуту могут запустить катастрофический процесс.
Технические системы в XX в. управляются и функционируют в обществе. Рост энергетических, ядерных, инфраструктурных аварий и катастроф вызван рассогласованием взаимодействия человеко-машинных систем. По мере развития техники огромную роль начинает играть негативный человеческий фактор(инженерные ошибки, просчеты персонала, неэффективная помошь спасательных служб). Возрастание размеров и моши технических систем приводит к увеличению системных сбоев управления и масштабоЕ людских, материальных и экологических потерь.
|
|
И наконец, техническое развитие человечества происходит по методу проб и ошибок. Сначала делается научное открытие: например, деление атомного ядра. Затем это открытие внедряется в практику: создаются атомные бомбы и атомные станции. Далее в результате практической эксплуатации идеи открывается негативные стороны: атомная радиация — это долго действующий поражающий фактор как при взрыве атомной бомбы, так и при авариях на АЭС (Чернобыль). И только после негативной ситуации окончательно пишутся правила технику безопасности. Следующая идея может не дать нам дожить
Истинное значение экологии осознали в конце XX века, когда, когда встал вопрос «быть или не быть» человеческой цивилизации. Создается экологический вариант системного познания или экологический подход.
Экология – наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимоотношения между организмами и средой их обитания.
Термин «экология» был впервые введён в биологическую науку немецким учёным Эрнстом Геккелем в 1866 г. Изначально экология развивалась как составная часть биологической науки.
Объект изучения экологии – экосистемы, то есть единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания.
Предмет изучения – совокупность и структура связей между организмами и средой в экосистемах разных уровней.
Взаимосвязь экологии с другими науками
Первый этап – зарождение и становление экологии как науки (до 60-х годов XIX в.). Накапливаются данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делаются первые научные обобщения.
На этом этапе в XVII–XVIII вв. многие естествоиспытатели использовали в своих биологических описаниях элементы экологического подхода. В том числе, Антуан Реомюр, Авраам Трамбле, Жоржа Бюффона, Карла Линнея, русских ученых Степана Петровича Крашенинникова, Александра Фёдоровича Миддендорфа, Ивана Ивановича Лепёхина.
В этот же период Жан Батист Ламарк и Томас Мальтус впервые предупреждают человечество о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.
Второй этап – оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (с 60-х гг. XIX в. до 50-х гг. XX в.).
Карл Францевич Рулье, Николай Алексеевич Северцов, Василий Васильевич Докучаев – обосновывают ряд принципов и понятий экологии.
Карл Мёбиус вводит понятие о биоценозе, как о закономерном сочетании организмов в определённых условиях среды.
Чарльз Дарвин раскрывает основные факторы эволюции органического мира, вводит понятие борьбы за существование.
Эрнст Геккель вводит понятие экологии.
Владимир Иванович Вернадский создаёт учение о биосфере.
Александр? Тенсли выдвигает понятие об экосистеме.
Владимир Николаевич Сукачев обосновывает понятие о биогеоценозе.
Большой вклад в науку на этом этапе внесли также Виктор Шелфорд, Эрвин Симонович Бауэр, Владимир Николаевич Беклемишев, Александр Николаевич Формозов, Даниил Николаевич Кашкаров.
Третий этап – превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране окружающей среды (с 50-х гг. XX в. до настоящего времени).
- Методы экологических исследований