Основы экологического права

Развития.

Лекция 16. Организационно-правовые меры обеспечения устойчивого

План

1. основы экологического права

2. Госорганы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей среды

3. Нормирование качества окружающей среды

Одна из важнейших функций государства – государственное управление природопользованием и охрана окружающей среды. Суть ее заключается в организации деятельности по разработке и выполнению программ правовых актов, планов, программ в области природопользования. Главные принципы и нормы, регулирующие охрану природы и ресурсов:

· Определение основных направлений политики в области природопользования

· Обеспечение экологической безопасности, на ближайшие годы и перспективу

· Утверждение экологических программ и их финансирование

· Учет природных ресурсов, ведение кадастров

· Оценка природных ресурсов и прогнозирование состояния природной среды

· Установление лимитов использования природных ресурсов

· Формирование и расходование экологических фондов

· Принятие решений о закрытии экологически вредных производств

· Применение санкций к нарушителям экологического законодательства

· Организация заповедного дела и красной книги

· Экологическое образование и воспитание

В настоящее время 2 главных направления правового регулирования

  • Предотвращение и ограничение вредных воздействий на окружающую среду
  • Правовое регулирование направлено на обеспечение рационального использования природных ресурсов.

Природные ресурсы находятся в федеральной государственной собственности.

Правительство РФ (высший исполнительно орган) обеспечивает проведение единой государственной политики.

Важным инструментом является экологическое право - отрасль права, кот. регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Источником экологического права являются документы: конституция, законы и кодексы, указы и распоряжения президента; нормативные акты министерства и ведомств; нормативные решения органов местного самоуправления.

  1. Конституционные основы охраны окружающей среды (конституция 12 декабря 1993 г.) право на Землю, природные ресурсы, на экологическую безопасность, на возмещение ущерба.
  2. Законы и кодексы составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят законы о недрах, о земле, охране атмосферного воздуха, охране и использовании животного мира и др.

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 янв. 2002 г. №7 Ф3. В этом главном законе отражены вопросы:

    • Основы управления в области охраны ок.ср.
    • Права и обязанности граждан
    • Экономическое регулирование
    • Нормирование
    • Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
    • Требования к охране природы при хозяйственной деятельности
    • Зоны экологического бедствия,
    • Охраняемые природные объекты
    • Гос. мониторинг
    • Контроль в области охраны
    • Научные исследования
    • Основы формирования экологической культуры
    • Ответственность за нарушения
    • Международное сотрудничество

Действующий ныне закон значительно расширяет полномочия субъектов федерации. Право разрабатывать и издавать свои законы.

2. Госорганы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей среды подразделяются на 2 категории: органы общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся президент, Федеральное собрание, Госдума, правительство, представительные и исполнительные власти субъектов РФ. К категории специальной компетенции делятся на: комплексные, отраслевые и функциональные

Комплексные до 2000 г функции управления природопользованием и охраны окружающей среды выполняет Госкомитет РФ по охране окружающей среды и Министерство природных ресурсов.

17 марта 2000 все функции выполняет Министерство природных ресурсов, в структуру которого вошли гос.служба охраны окружающей среды и гос служба контроля в сфере природопользования и экологической безопасности. К комплексным службам относятся также: департамент госсанэпидемнадзор РФ, фед служба по гидрометеорологии, министерство по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий.

Отраслевыеорганы (Рослесхоз, Роскомзем, Госкомрыболовство, Минсельхоз России).

Функциональные органы выполняют функции в отношении природных объектов (Минатом, Госгортехнадзор (использование недр), Минздрав (санитарно-эпидемический контроль), МВД России (охрана воздуха от загрязнения транспортными средствами, санитарно-экологическая служба милиции).

Общие положения экологического законодательства России конкретизируются в госстандартах (ГОСТ), которые, также как и постановления, инструкции и решения, относятся к подзаконным правовым актам. Стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения. Генеральным стандартом для природоохранной деятельности является ГОСТ 17.0.0-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов», введенный в действие в 1977.Система стандартов в области охраны природы имеет следующие подсистемы: 0- основные положения, 1- гидросфера, 2- атмосфера, 3- почвы, 4- земли, 5- флора, 6- фауна, 7- недра.

По направлениям действий делятся на виды: 1- термины и определения, 2- нормы и методы измерения загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивность использования природных ресурсов, 3- правила охраны природы и рац. использов. прир рес, 4- методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хоз воздействия 5-6 – требования к средствам контроля и защиты окружающей среды, 7 – прочие стандарты. Например, ГОСТ 17. 2.2.05-86 17-номер подсистемы (атмосфера), 2- вид стандарта (нормы и методы измерений), 05 номер стандарта, 86 – год издания.

Экологическая паспортизация. В соответствии с ГОСТ 17.0.0.04-90 каждое предприятие разрабатывает экологический паспорт. Цель- прогноз экологической ситуации на предприятии и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранной деятельности. В паспорт входит данные об использовании природных ресурсов, о воздействии его на окружающую среду. При отсутствии лишается права на природопользование и хоз. деятельность или штраф.

ОВОС

Предупредительная форма экологического контроля - экспертиза. Бывает государственная, общественная, и др. Оценить соответствие намечаемой деятельности требованиям экологической безопасности. Любые проектные документы, новая техника, технология, продукция, сырье, материалы, а также проекты стандартов и нормативов.

Федеральный закон об экологической экспертизе (1995) Принципы: обязательность, научная обоснованность выводов, независимость, вневедомственность- широкая гласность.

Общественная экспертиза, научная и др. на добровольной основе и носят рекомендательный характер.

Более глубоким и объемным вариантом экологической экспертизы является ОВОС. Проводят при разработке всех вариантов предпректной документации. Процедура ОВОС предшествует госэкспертизе и выполняется для предварительной оценки прямого или косвенного воздействия. Организует ОВОС заказчик. В полном объеме ОВОС для крупных объектов (АЭС, нефтеочистительные заводы, ТЭС и др. Итог ОВОС – «Заявление о воздействиях на окружающую среду». Результаты ОВОС – составная часть раздела «Охраны природы» в предпроектной документации.

Экологический аудит - независимая комплексная проверка (ревизия) соответствия деятельности предприятия природоохранным нормам и правилам и оценка эффективности существующей системы управления охраной окружающей среды с подготовкой рекомендаций. Указания по экоаудиту в ГОСТ

Экологическая сертификация - деятельность по подтверждению соответствия объекта природоохранным требованиям, установленными нормативно-правовыми документами.. Федеральная система обязательной экологической сертификации (ФСОЭС) Объектами являются – новая техника, отходы производства и потребления, строительные материалы и изделия и др. выдаются на 5 лет.

Экологический риск

  • Оценка состояния здоровья,
  • оценка состояния биоты
  • Оценка воздействия загрязняющих веществ, техногенных аварий стихийных бедствий на человека и окружающую среду.

Зоной экологического бедствия признаны зона Чернобыльской АЭС, Кузбасс, степные районы Колмыкии. Арал и Приаралье

Зона ЧС (Байкал, Северный Прикаспий, Кольский полуостров, Черное и Азовское, Урал)

Повышенной экол. опасности.

Хранического загрязнения окружающей среды.

Юридическая ответственность. Межрайонные природоохранные прокуратуры в некоторых субъектах

Экологические правонарушения: загрязнения, вырубка леса,.. Больше всего охота и рыболовство и охрана воздуха. Критерий – причинение вреда. Экологические правонарушения не относятся к общественно опасным – это экологические проступки, если причиняют ощутимый вред здоровью и окружающей среде – экологическое преступление.

Виды ответственности: дисциплинарная, административная, уголовная, имущественная.. Дисциплинарные – нарушение должностных обязанностей

Администативные – при нарушении закона об охране окр. среды. наиболее распространенный вид – штраф, предупреждение. Мера определяется органами Минприроды. Уголовная за правонарушения с тяжелыми последствиями. Уголовным кодексом определяется. (поджег леса, рубка леса, охота и др.) Экоцид(массовое уничтожение раст. и жив., отравление воздуха и др. – экологич катастрофа - срок 12-20 лет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: