Санитарно-экологическое нормирование уровня загрязнителей в природной среде

Преобразование природы.

Целью преобразования природы чаще всего является повышение биологической продуктивности территорий. При этом воздействия на отдельные элементы природных комплексов без учета законов развития биосферы и возможных последствий могут привести к отрицательным эффектам.

На заключительном этапе планирования преобразований необходим предварительный анализ последствий с выявлением следующих факторов:

– влияние изменений в природе (при воздействии на её элементы) на другие территории за счет воздушного, водного, геологического и биологического переносов;

– сукцессионные изменения биоценозов, которые могут происходить в будущем из-за намечаемых воздействий на природу;

– изменения, которым подвергнется в новых условиях сам объект преобразования.

Одной из основных организационных мер снижения загрязнения природной среды отходами деятельности человека является санитарно-экологическое нормирование негативных воздействий на неё.

Поскольку живые организмы Земли и основной процесс создания её биомассы не могут функционировать без кислорода и углекислого газа, содержащихся в атмосферном воздухе, рассмотрим данный вопрос на примере атмосферы.

В соответствии с законами РФ об охране окружающей природной среды и охране атмосферного воздуха санитарно-экологическое нормирование уровня загрязнения атмосферы предусматривает:

– разработку и законодательное утверждение предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих атмосферу вредных веществ;

– установление предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих атмосферу веществ;

– выдачу разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;

– регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при неблагоприятных метеорологических условиях;

– учет и отчетность по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу;

– контроль уровня загрязнения атмосферы вредными веществами.

Рассмотрим подробно каждый из перечисленных пунктов:

1. Специализированными органами Минздрава РФ на каждое токсическое вещество, выбрасываемое в атмосферу, разрабатываются и утверждаются ПДК или ориентировочно безопасный уровень воздействия (ОБУВ).

2. На каждом промышленном предприятии для всех источников выброса загрязняющих веществ и для каждого вещества устанавливаются ПДВ или временно согласованный выброс (ВСВ).

3. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками производится на основании разрешения, выдаваемого при наличии и исправном функционировании средств, обеспечивающих ПДВ по каждому загрязняющему веществу.

4. При наличии неблагоприятных метеорологических условий (например, образование инверсионного слоя), способствующих повышению концентрации вредных веществ в приземном сое атмосферы, предприятия обязаны реализовать специально разработанные заранее мероприятия по снижению выбросов этих веществ в атмосферу. Например, снизить производительность технологических установок. Причем, эти мероприятия согласовываются с органами Госкомприроды.

5. Учёт и отчетность по выбросам загрязняющих веществ носит государственный характер и определяется специальным „Положением о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух“. Учету подлежат все объекты, оказывающие вредное воздействие на атмосферный воздух, перечень которых утверждается местными органами Госкомприроды и Минздрава РФ. Все, предприятия РФ независимо от ведомственной подчиненности, обязаны вести первичный учет выбросов в атмосферу. При этом не реже 1 раза в 5 лет проводится инвентаризация выбросов с целью выявления их количественных, качественных, временных, пространственных и др. характеристик. По результатам инвентаризации по специальным формам органам Госкомприроды и Госкомстата представляются отчеты о загрязнении атмосферного воздуха.

Все виды загрязнения окружающей природной среды отражаются в Экологическом паспорте предприятия. Экологический паспорт представляет собой комплекс данных, выраженных через систему показателей, отражающих уровень использования предприятием природных ресурсов и степень его воздействия на окружающую среду.

6. В соответствии с законом „Об охране атмосферного воздуха“ в РФ функционирует общегосударственная система контроля состояния атмосферы (ОГСК). ОГСК включает органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные государственные органы, ведомственные органы, службы контроля предприятий, общественные организации, граждан. ОГСК решает следующие задачи:

– разработка и внедрение нормативно - технической документации (НТД) по контролю за выбросами;

– разработка методов и средств контроля и внедрение их в практику;

– получение достоверных данных о выбросах;

– обеспечение информативности заинтересованных органов и населения;

– контроль эффективности работы пылегазоочистных устройств (ПГОУ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: