Основным экономическим механизмом регулирования охраны окружающей среды в РФ и за рубежом является платное природопользование.
Платность природопользования должна вводиться на основе экономических оценок природных ресурсов цены, складывающейся на рынке. Введение платного природопользования должно способствовать более адекватному учету экологического фактора в экономике, рациональному использованию природных ресурсов. В определенной степени плата за природные ресурсы является аналогом экологического налога. Среди платежей за природные ресурсы можно выделить плату:
• за право пользования природными ресурсами;
• за воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Плата за право пользования природными ресурсами практически предназначена для собственника данных природных ресурсов, будь то государство или частный владелец. Распространение платы за природные ресурсы в России началось в основном с 1994 г. после принятия законов РФ "О плате за землю", "О недрах» и др. Существенное значение в системе платного природопользования должны получить штрафы, различного рода санкции за нерациональное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. При этом размер штрафов должен быть значителен, чтобы реально влиять на деятельность.
|
|
Платное природопользование во многом определяет характер системы экономического стимулирования природоохранной деятельности, мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды. Эта система должна способствовать формированию "экологосбалансированного" поведения производителя и использованию в этих целях механизмов спроса и предложения. В систему экономического стимулирования можно включить следующие направления, уже используемые и в мировой практике и в России: льготное налогообложение, субсидии, льготное кредитование природоохранной деятельности, ускоренную амортизацию природоохранных фондов и другие мероприятия. Большинство данных направлений уже показало свою эффективность во многих странах мира.
Особенно широко используемым и эффективным инструментом считают - налоги. Экологические (их часто называют "зеленые") налоги призваны решить по крайней мере две задачи
1) сделать продукцию более адекватной по отношению к затратам природных ресурсов, и ущербам, наносимым среде;
2) способствовать компенсации экологического ущерба самим загрязнителем, а не всем обществом (т.е. реализации принципа "загрязнитель платит").
"Зеленые" налоги могут иметь как стимулирующую роль для развития экологосбалансированных производств и видов деятельности, так и "подавляющую» для природоемкой деятельности. Здесь государство дает только первоначальный толчок, с помощью налогов воздействуя на цены, а все остальное по идее должны сделать рыночные механизмы: воздействовать на поведение производителей и потребителя, на спрос и предложение продукции зависимости от степени ее экологичности и пр.
|
|
Например: налоговые льготы должны устанавливаться с учетом уровня проведения природоохранных мероприятий, экологичности вида деятельности. При осуществлении эффективной природоохранной деятельности целесообразно уменьшение налогооблагаемой прибыли, например, сокращение налогооблагаемой прибыли на сумму, которую предприятие инвестировало на природоохранные цели. В ряде случаев налоги вообще могут не взиматься. Например, от налогообложения освобождаются экологические фонды. Такую политику целесообразно проводить и для доходов предприятий, полученных от утилизации различного рода вторичных ресурсов и отходов, для добровольных взносов организаций и населения, а также российских и иностранных грантов на природоохранные цели и пр. Налоговые льготы должны предоставляться государственным и частным предприятиям и организациям, производящим природоохранное и экологичное оборудование, материалы, а также осуществляющим экологические услуги (строительство и реконструкция природоохранных объектов и т.д.). Повышенные налоги должны применяться при обложении экологически опасной продукции озоноразрушцющих препаратов, этилированного бензина, пестицидов, энергоёмкой техники и пр. В Норвегии, например, за счет налогов на минеральные удобрения и пестициды финансируется программа развития устойчивого, экологосбалансированного сельского хозяйства.
Говоря в целом о совершенствовании всей налоговой системы, можно выделить направление на значительное увеличение природно-ресурсной доли налогов. Современные системы налогов в мире и в России сосредоточены прежде всего на взимании налогов с населения, с прибыли, добавленной стоимости и пр. Плата за природопользование составляет в лучшем случае лишь несколько процентов от доходной части бюджета. Тем самым в определенной степени поощряется природоэксплуатирующая деятельность. При сохранении общей суммы налогов целесообразно резкое изменение пропорций в пользу увеличения удельного веса налогов, связанных с природопользованием, прежде всего платы за право пользования природными ресурсами. "зеленых" налогов. По некоторым оценкам эта доля должна возрасти на порядок и составить 30—50% доходной части государственного бюджета. Это позволит более адекватно учесть воздействие на окружающую среду, уменьшит деградацию природных ресурсов и создаст стимул для снижения природоемкости экономики. В России это даст возможность также резко увеличить изъятие колоссальной ренты, которая принадлежит всему обществу и сейчас в значительной степени монополизируется природоэксплуатирующими секторами, прежде всего топливно-энергетическим комплексом.
Важным элементом в системе экономического механизма являются платежи за загрязнение природы. Они призваны компенсировать эколого-экономический ущерб, наносимые предприятиями и организациями в ходе деятельности. Хотя очевидно, что сейчас они компенсируют лишь незначительную часть ущерба. Платежи за загрязнение являются средством наказания предприятий-загрязнителей посредством реализации принципа "загрязнитель должен платить».
Россия — одна из первых стран в мире, где введены платежи и загрязнение (январь 1991 г.). Введено три вида платы:
• за выброс в атмосферу загрязняющих веществ,
• за сброс в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ,
|
|
• за размещение отходов.
В зависимости от степени воздействия на окружающую среду устанавливаются два вида нормативов платы: за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в природную среду (в рамках установленных нормативов) и за превышение этих показателей. В последнем случае платежи возрастают в несколько раз (в 5 раз за превышение выбросов сверх временно согласованных выбросов, и в25 раз при выбросах сверх временно согласованных выбросов). Существенным моментом является и механизм образования источников платежей. Платежи в пределах нормативов загрязнения могут включаться в себестоимость и тем самым оплачиваются потребителем. Сверхнормативные платежи образуются за счет прибыли предприятий, что снижает их рентабельность.
Такая система платежей в случае установления достаточно высоких нормативов стимулирует производителя к минимизации загрязнения. Современные нормативы довольно низкие, однако само их существование играет важную роль для рождения новой ситуации, в условиях которой необходимы адаптация экономики к экологическим ограничениям, изменение поведения производителей.
Большие перспективы имеет развитие рыночных механизмов продажи прав на загрязнение. Этот рынок сейчас активно формируется в США. Одним из важнейших принципов такого рынка — право на продажу различного рода выбросов и сбросов. Упрощенная схема такой торговли следующая: в рамках ограниченной территории вводится лимит на определенную сумму выбросов (сбросов) загрязняющих веществ. Данная сумма загрязнений не может быть превышена при новом строительстве. В этих условиях вновь строящееся или реконструируемое предприятие, желающее расширить свое производство, попадает в рамки жестких экологических ограничений на возможности собственного увеличения загрязнения окружающей среды в регионе. Поэтому перед предприятием стоит выбор: создать надежную систему очистки у себя или купить право на дополнительное загрязнение у другого предприятия. Решающее влияние на выбор оказывает величина удельных затрат на очистку на самом предприятии и других производствах в регионе. Если затраты на удержание собственных загрязнений в рамках лимита более значительны, чем подобного рода затраты у соседнего предприятия. то оказывается выгодным заплатить соседу, чтобы тот усовершенствовал свои очистные системы и снизил свой объем загрязнения. В результате общая сумма загрязнений не увеличивается, а сумма расходов на охрану окружающей среды минимизируется.
|
|
Создание механизма продажи прав на загрязнение возможно и обсуждается и на глобальном уровне.