Потребность в машинах и механизмах, планы работ и расчет ГСМ

Организация эксплуатации МТП в лесном хозяйстве и зеленом строительстве.

Размещение МТП в лесном хозяйстве и зеленом строительстве. Крупногрупповое использование техники при выполнении лесохозяйственных и озеленительных работ. Показатели использования МТП. Эксплуатационная обкатка тяговых и агрегатных машин и орудий. Система планового технического обслуживания. Ремонт и хранение машин. Организация и планирование топливного хозяйства

(расчет потребности ГСМ, хранение их на нефтескладе лесхоза, заправка машин, сбор отработавших масел для регенерации). Экономия топлива и смазочных материалов. Охрана труда и природы при эксплуатации МТП. Экологические проблемы и пути их решения при эксплуатации МТП.

Понятие о планово-предупредительной системе технического обслуживания. Виды планово-предупредительной системы. Техническое обслуживание. Периодический технический осмотр. Ремонт машин. Хранение машин. Организация ни экономия топлива и смазочных материалов. Организация заправки машин. Организация охраны труда и техники безопасности при использовании машин и механизмов в лесном хозяйстве. Экологические проблемы и пути их решения при эксплуатации машинно-тракторного парка.

Понятие о планово-предупредительной системе технического обслуживания

Техническая эксплуатация машин включает совокупность организа­ционных, технических, технологических и других мероприятий, направленных на поддержание в исправном, работоспособном состоянии в течение всего срока службы машин. Она включает в себя: эксплуатационную обкатку, техническое обслуживание, технический осмотр, диагностирование, прогнозирование остаточного ресурса машин, устранение и процессе работы отказов, т.е. непланового ремонта, обеспечение топливом, смазочными и другими материалами, хранение, списание машин и другие мероприятия, связанные с техническим обеспечением эксплуата­ции парка машин, базирующиеся на планово-предупредительной системе технического обслуживания.

Планово-предупредительная система обслуживания и ремонта и включается в комплексе обязательных, планомерно проводимых технических мероприятий, обеспечивающих исправное техническое состояние машин и постоянную их готовность к работе.

Техническое состояние машин ухудшается со временем, снижается работоспособность и производительность, увеличиваются удельные за траты на единицу работы. В процессе эксплуатации возникает две категории неисправностей машин.

1.Ослабление соединений, нарушение регулировок отдельных снаряжений, увеличение расхода смазочных, охлаждающих и рабочих жидкостей. Своевременное устранение этих неисправностей сокращает и пни деталей машин, влияющих на ее работоспособность.

2.Изнашивание деталей и сопряжений в результате их трения, корро зии, разложения и других процессов, а также поломка деталей вследствие нарушения правил эксплуатации.

Неисправности первой категории устраняются при профилактиче­ском обслуживании, второй - при ремонте.

Планово-предупредительная система технического обслуживании (ТО) предусматривает принудительное проведение технических осмотром и профилактических мероприятий по поддержанию работоспособности машин в установленные сроки.

Виды планово-предупредительной системы технического обслуживания машин Планово-предупредительная система технического обслуживший машин включает: эксплуатационную обкатку, ежесменное, плановое и сезонное ТО, периодический технический осмотр, ремонт и хранение ма­шин.

Эксплуатационная обкатка. Режим обкатки машин устанавливают на заводе-изготовителе. В хозяйстве ее проводят по этапам. В первую очередь обкатывают двигатель на холостом ходу в среднем по 0,5 часа на малых и нормальных оборотах коленчатого вала. После этого обкаты­вают трактор и гидравлическую систему на холостом ходу в течение од­ной смены на каждой передаче. На всех передачах под нагрузкой обкатку осуществляют с постепенным ее увеличением в течение 30-60 часов. При обработке проверяют взаимодействие трущихся деталей, надежность крепления составных агрегатов, легкость управления механизмами, гер­метичность соединения, натяжение приводных ремней. При появлении необычных шумов, стуков и нагрева деталей трактор останавливают и выявляют причины возникновения неисправностей. В случае поломки детали или механизма составляется акт-рекламация и отсылают их на за­вод-изготовитель или ремонтный завод.

После окончания обкатки очищают и промывают маслоочистители, сливают масло из картеров и промывают их, затем заливают свежее мас­ло. При необходимости проверяют световую сигнализацию, правиль­ность соединения навесной системы, подтягивают наружные крепления, регулируют зазоры в механизмах и устраняют обнаруженные неисправ­ности.

Техническое обслуживание двигателя. Эксплуатация автомобиля в целом и двигателя в частности требует от его владельца выполнения ряда требований, которые предписываются изготовителем. Производитель регламентирует: 1) марку и сорт применяемого топлива, моторного масла и других эксплутационных жидкостей; 2) предельные весовые нагрузки на кузов и шасси; 3) максимальную скорость движения автомобиля и скорость вращения коленчатого вала двигателя; 4) температуру охлаждающей жидкости; 5) давление масла; 6) давление в шинах и т.п. Изготовителем также устанавливается периодичность технического обслуживания автомобиля, его отдельных узлов и агрегатов. Перечень работ выполняемых при очередном техническом обслуживании (ТО) приводится в сервисной литературе по ремонту и обслуживанию. Следование данному перечню обязательно для ремонтного персонала автомастерской. Следует различать следующие виды технического обслуживания автомобиля: 1) ежедневное ТО; 2) межсезонное ТО; 3) ТО №1; 4) ТО №2. К техническому обслуживанию также можно отнести и предпродажную подготовку автомобиля.
Ежедневное ТО возлагается на владельца автомобиля. Межсезонное ТО, ТО №1 и №2, как правило, проводятся на станциях технического обслуживания (СТО). Целью ТО является предупреждение появлений неисправностей узлов и агрегатов автомобиля, поддержание их в работоспособном состоянии на протяжении установленного срока эксплуатации.
Техническое обслуживание двигателя в целом сводится к ряду следующих работ и операций: 1) очистка двигателя и навесного оборудования от грязи, очистка деталей двигателя от нагара, смолистых и мазевых отложений; 2) проверка и, при необходимости, подтяжка креплений; 3) замена масла, охлаждающей жидкости, топливных, масляных и воздушных фильтров; 4) регулировочные работы.
Грязь на корпусных деталях двигателя препятствует охлаждению двигателя, попадает внутрь двигателя, создаёт помехи работе системы зажигания и других электрических систем автомобиля. Очистка двигателя и навесного оборудования от загрязнений, проводится периодически по мере необходимости.
Для очистки деталей двигателя от нагара, смолистых и мазевых отложений, а также для удаления воды из топливной системы, применяют специальные присадки, добавляемые в период эксплуатации двигателя в топливо и масло с периодичностью один раз через каждые 3 – 5 тысяч км. пробега автомобиля. Перед тем как использовать те или иные присадки для эксплутационных жидкостей необходимо свериться с инструкцией завода изготовителя.
Ослабление креплений и посадок в процессе эксплуатации узла или агрегата связано с воздействием на детали высоких температур, давлений, вибраций и знакопеременных нагрузок.
Необходимость периодической замены эксплутационных жидкостей продиктовано тем, что в процессе работы присадки, содержащиеся в моторном масле и охлаждающей жидкости, расходуются, сами жидкости загрязняются, «изнашиваются» и перестают удовлетворять предъявляемым к ним требованиям. Так как свойства масел и охлаждающих жидкостей не восстанавливаются, их заменяют. Масла заменяют с периодичностью через 8 – 10 тысяч км. пробега автомобиля, охлаждающую жидкость через 50 – 60 тысяч км. пробега или через два года, независимо от пробега. При каждой второй - третьей смене масла целесообразно проводить промывку масляной системы. При смене охлаждающей жидкости целесообразна промывка рубашки охлаждения и удаление с её стенок накипи. Промывка системы охлаждения осуществляется чистой водой с добавлением специальных веществ для удаления накипи. При смене масла меняется и фильтрующий элемент масляного фильтра. Топливные и воздушные фильтры заменяются с периодичностью, продиктованной их изготовителем, что, как правило, составляет 10 – 30 тысяч км эксплуатации.
К основным видам регулировочных работ, проводимым при ТО двигателя можно отнести: 1) натяжение ремня привода генератора и насоса охлаждающей жидкости; 2) проверка совпадения меток фаз газораспределения; 3) натяжение цепи (ремня) привода РВ; 4) регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов; 5) регулировка начального угла опережения зажигания; 6) Регулировка топливоподачи, оборотов холостого хода и содержания вредных веществ в отработанных газах (регулировка топливной системы); 7) регулировка угла опережения впрыска топлива (для дизельных двигателей).
На двигателях, имеющих гидронатяжитель цепи (ремня), гидрокомпенсаторы клапанов и систему управления зажиганием без датчика - распределителя, регулировочные операции, обозначенные в пунктах 3) – 5), не требуются. Техническое обслуживан ие машин включает уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные, заправочные и другие работы. Технологический процесс ТО должен на­чинаться с работ по внешнему уходу, крепежных и контрольно-регулировочных работ. Смазочные работы являются заключительной операцией ТО. Техническое обслуживание подразделяется на: ежесменное (ЕО), периодические - N1 (ТО-1), N2 (ТО-2), N3 (ТО-3), сезонное (СО). Для тракторов установлена трехномерная система периодического ТО, автомобилей - двухномерная, простых лесохозяйственных машин и ору­дий (плугов, борон, культиваторов, лесопосадочных машин и др.) - два вида ТО (ЕО и СО). Ежесменное обслуживание специально не планирует­ся, но его обязательно выполняют перед и после работы, а также во вре­мя перерывов. Периодические ТО планируются и в среднем для тракто­ров оно составляет: ТО-1 - через 60-100 мото-часов работы; ТО-2 - через 240-300 мото-ч.; ТО-3 - через 900-960 мото-ч. Для автомобилей: ТО-1 - че­рез 1200 км пробега; ТО-2 - через 4800 км. В виду того, что в период работы загруженность тракторов не всегда одинакова, периодичность ТО иногда планируют в килограммах расходуемого топлива или в суммар­ной наработке в условных эталонных га.

Ежесменное обслуживание предусматривает очистку машин от пыли и грязи, контроль технического состояния узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность и надежную работу машины в течение смены, за­правку топливом, охлаждающей жидкостью и маслом. Каждое последующее техническое обслуживание включает все опе­рации предыдущего ТО и дополнительные операции, присущие для дан­ного номера ТО. В связи с этим трудоемкость ТО с увеличением его но­мера возрастает. Основное назначение ТО-1 и ТО-2 - снизить интенсив­ность изнашивания деталей путем своевременного выполнения кон­трольных, крепежных, смазочных, регулировочных и других операций, а также своевременного выявления и устранения неисправностей или при­чин, могущих привести к их возникновению.

При ТО-1 проверяют состояние креплений узлов, доливают масло в картеры двигателя и трансмиссии, смазывают все необходимые точки консистентной смазкой. В процессе проведения ТО-2, кроме операций выполняющих при проведении ТО-1, заменяют масло в двигателе, прове­ряют и смазывают узлы, при необходимости регулируют клапанный ме­ханизм двигателя, топливную аппаратуру, приборы электрооборудова­ния, сцепление, ходовую часть, механизмы управления. ТО-3 включавший операции, проводимые при ТО-1, ТО-2 и предусматривает углубленный контроль и регулировку агрегатов путем их частичной разборки, про­мывку системы охлаждения и смазочной системы, устранение неисправ­ностей. СО включает комплекс работ, необходимый при смене сезона: промывку системы охлаждения, удаление из нее накипи, замену плотно­сти электролита в аккумуляторных батареях, а также сорта топлива и масла, соответствующих сезону.

Трудоемкость ТО-1 колеблется от 1,2 чел.-ч (Т-25А) до 10 чел.-ч (ТТ-4А); ТО-2 - от 5 до 22 чел.-ч; ТО-3 - от 12 до 33 чел.-ч.

Диагностирование - это определение основных показателей техниче­ского состояния машины без ее разборки во время ее эксплуатации, тех­нического обслуживания и ремонта при помощи различных стационар­ных, передвижных и переносных средств диагностирования. Оно позво­ляет перевести большее количество операций по техническому обслужи­ванию в разряд проведения их по потребности, сократить трудоемкость работ за счет снижения периодичности технического обслуживания.

Техническое обслуживание лесохозяйственных машин подразделяют на ежесменное (ЕО), периодическое (для сложных машин) и послесезонное. ЕО (а также периодическое) проводят одновременно с ТО тракто­ров, с которыми машины агрегатируются; послесезонное - после оконча­ния каждого периода работы (весеннего, летнего, осеннего).

Ежесменное обслуживание плугов, рыхлителей и покровосдирателсм культиваторов, почвообрабатывающих фрез, выкопочных орудий, по­севных и лесопосадочных машин, кусторезов и корчевателей проводят в начале или в конце смены.

МТА устанавливают на ровное место и очищают его от почвенных, растительных и древесных остатков. Машину или орудие устанавливаю на подкладки, наружным осмотром определяют техническое состояние узлов и деталей и при необходимости подтягивают крепление рабочих органов. Проверяют биение, осевое перемещение дисковых рабочих органов, осевой разбег опорных колес, механизмы передач, захватывающие устройства, раскрыватели, высевающие и посадочные аппараты. Смазы­вают подшипники и втулки колес, катков, осей дисковых рабочих орга­нов, высевающих и посадочных аппаратов.

Во время работы следят за правильностью положения и устойчивым ходом лесохозяйственной машины, глубиной и качеством обработки почвы, состоянием рабочих органов и навесного устройства. Через 3-4 часа останавливают МТА и наружным осмотром проверяют исправность всех деталей орудия, состояние крепежных соединений, устраняют выяв­ленные дефекты.

У фрезерных машин в середине и конце смены проверяют на ощупь степень нагрева редукторов, предохранительных муфт. При нагреве бо­лее 60°С выявляют и устраняют причины нагрева. Особое внимание об­ращают на крепление рабочих органов и состояние защитных устройств. У лесопосадочных машин проверяют исправность сигнализации и правильность регулировок посадочных аппаратов.

При проведении ЕО опрыскивателей и аэрозольных генераторов об­ращают внимание на подтекание рабочей жидкости из кранов и шлангов соединений, следят за уровнем масла в двигателе, отсутствием ненор­мальных шумов и стуков. Во время работы следят за подачей и направ­лением рабочей жидкости, за качеством распыла и количеством распыливаемой жидкости.

При проведении ЕО машин для очистки и сортировки лесных семян освобождают сборники от семян и отходов. Наружным осмотром прове­ряют исправность щеток, решетных барабанов, вентиляторов, привод­ных ремней, подшипников, защитных кожухов и ограждений, правиль­ность натяжения ременных передач, наличие заземления электродвигате­ля, исправность электрических проводов и приборов.

Послесезонное ТО проводят после окончания сезона работ перед по­становкой машин на хранение. Машины и орудия очищают и моют. На­ружным осмотром определяют комплектность и техническое состояние деталей и механизмов, выявляют потребность в ремонте. Проверяют со­стояние рамы, сварных швов, упрочняющих раскосов, рабочих органов, осей, валов, биение и осевое перемещение опорных колес, катков, дисков, посадочных аппаратов, амортизаторов, защитных ограждений. Дефор­мированные, изношенные или поломанные детали заменяют или ремон­тируют. Заменяют или затачивают рабочие органы (лемеха, ножи, диски и т.п.). Проверяют и при необходимости регулируют зазоры в подшип­никах. Подтягивают крепления и заменяют негодные крепежные детали. Ослабляют предохранительные пружины. Смазывают подшипники, втулки и оси. Промывают ступицы колес, дисков и заполняют их свежей смазкой.

Во фрезерных и других машинах с активными рабочими органами открывают редукторы, проверяют зазоры в подшипниках и зацепление шестерен и при необходимости регулируют их заменяют масло.

В опрыскивателях и аэрозольных генераторах с автономным периодом выполняют операции по ТО двигателя - снимают его и сдают на хранение в закрытое сухое помещение. Из резервуара удаляют рабочую жидкость и скопившиеся на дне осадки, промывают резервуар и систему подачи рабочей жидкости, все сливают в специальную яму, которую за­тем закапывают. Промывают, высушивают и смазывают солидолом фильтры.

В машинах для очистки и сортировки лесных семян очищают сбор­ники, барабаны от пыли, остатков семян и отходов. Снимают кожухи и защитные ограждения. Наружным осмотром проверяют состояние ще­ток, решетных барабанов, вентиляторов, приводных ремней и подшип­ников. Снимают рабочие барабаны и прочищают сетки и решета, смазы­вают их тонким слоем масла, устраняют обнаруженные неисправности и ставят на место или сдают на склад для хранения. Устанавливают на ме­сто и закрепляют защитные кожухи и ограждения.

Снимают и сдают на хранение на склад: маслопроводы и гидроци­линдры, захваты и сиденья лесопосадочных машин; резиновые и пласт­массовые семяпроводы сеялок; приборы, шланги, провода, огнетушители аэрозольных генераторов и опрыскивателей. Приводные ремни перед сдачей на склад снимают, промывают мыльной водой и просушивают. Места машин с поврежденной краской зачищают и подкрашивают. На неокрашенные металлические поверхности (рабочие органы, выступаю­щие резьбовые соединения и т.п.) наносят защитную смазку. Для сложных машин дополнительно через каждые 30-60 часов рабо­ты проводят их техническое обслуживание.

Ремонт заключается в устранении неисправностей и восстановлении работоспособности машин (отдельных агрегатов, узлов, приборов и де­талей), нарушенной в процессе эксплуатации вследствие износа, дефор­мации, поломок, изменения посадок и т.п. Различают текущий (ТР) и ка­питальный (КР) ремонты. Кроме этих ремонтов существует заявочный ремонт, при котором устраняют случайно возникшие неисправности.

При текущем ремонте с помощью средств диагностики выявляют и уточняют причины отказов, устраняют неисправности, заменяют или восстанавливают работоспособность отдельных деталей или целых агре­гатов. ТР выполняют по потребности. Наиболее прогрессивным спосо­бом ТР тракторов и автомобилей является агрегатный метод. При этом методе агрегат или детали, вышедшие из строя, снимают с машины и на­правляют в ремонтные мастерские или на ремонтный завод, а взамен ус­танавливаются новые или отремонтированные из оборотного фонда. Аг­регатный метод ремонта исключает проведение КР всей машины, сокра­щает простои и повышает эффективность использования машин.

При капитальном ремонте машину разбирают полностью, сортируют детали на годные, требующие ремонта и негодные, ремонтируют или заменяют изношенные и негодные детали, собирают и испытывают агре­гаты и машины под нагрузкой, затем красят. КР подвергают полнокомплектные машины или отдельные узлы и агрегаты. Его выполняют спе­циальные предприятия.

Потребность в КР машины или агрегата устанавливает комиссия. Машины, непригодные к дальнейшей эксплуатации и КР, проработав­шие установленный амортизационный срок, подлежат списанию в уста­новленном порядке. Агрегаты и детали годные или требующие КР, опри­ходуют для пополнения оборотного фонда предприятия.

Хранение машин. Работа лесохозяйственных машин характеризуется процентом использования рабочего времени в течение года: плуги - 20-30 %, культиваторы -13-14 %, сеялки - 6-10 %, лесохозяйственные машины -5-10 %, бороны - 2-3 %. Из приведенных показателей видно, что большую часть года эти машины находятся в нерабочем состоянии и поэтому должны храниться в хороших условиях. Различают три вида хранения машин: межсезонное, кратковременное (до 2-х месяцев) и длительное (более 2-х месяцев или после окончания сезона работ). Хранение машин может осуществляться тремя способами: закрытым (в гаражах и сараях), открытым (на открытых площадках и под навесом) и комбинированным. Первым способом хранят дорогостоящие детали и легко портящиеся ма­териалы. В лесном хозяйстве наибольшее распространение получил от­крытый способ хранения машин. В этом случае машины очищают, моют, заменяют масло, смазывают, наносят защитную смазку на поверхность деталей и подкрашивают места с поврежденным покрытием. Ровные и сухие площадки, расположенные ближе 50 метров от жилых помещений и 150 метров от нефтескладов, обеспечивают противопожарным оборудо­ванием, огораживают забором или высаживают вокруг деревья и кустар­ники, создают водоотводные канавы, снегосдерживающие устройства.

Организация нефтехозяйства и экономия топлива и смазочных материалов

Нефтехозяйство предприятия представляет собой производственное подразделение, оснащенное комплексом сооружений и оборудованием для транспортирования, приема, хранения и выдачи нефтепродуктов - топлива и смазочных материалов (ТСМ). Структура организации нефтехозяйств различная. Одна из форм организации предусматривает достав­ку нефтепродуктов с базы Госнефтесбыта на центральный склад лесхоза и затем к работающим тракторам, другая - строительство на централь­ной усадьбе склада ТСМ и централизованную заправку машин на месте работы. Нефтепродукты доставляют в автоцистернах и бочках. Разгрузку и погрузку бочек осуществляют бочкоподъемники, раздачу моторных ма­сел - раздаточные колонки типа 367 М, трансмиссионных - установки ти­па 3119, солидола - электромеханический солодонагнетатель типа СПЭМ-250.

Организация заправки машин. Использование профильтрованного или отстойного топлива значительно увеличивает сроки службы топливной аппаратуры, а применение механизированных средств заправки со­кращает потери ТСМ. Внедрение централизованной заправки при помп щи передвижных средств позволяет сократить число емкостей, насосом и другого оборудования, организовать образцовый учет расхода топлива каждым агрегатом, сократить время на заправку, свести к минимуму m производительные потери ТСМ, обеспечить заправку чистым топливом. На стационарном посту для заправки тракторов дизельным топливом используют топливораздаточный агрегат с электрическим приводом и ручным насосом; для заправки автомобилей бензином - топливораздаточные колонки ТК-40 и 376 М с электрическим и ручным приводами, для заправки машин моторными маслами - маслораздаточные колонки 367 М. Передвижные механизированные заправочные агрегаты применяют на месте работы лесохозяйственных машин.

Экономия топлива и смазочных материалов связана с различно и рода потерями: разливом при транспортировке и заправке, испарением, утечкой во время хранения и т.п. Заправка закрытым способом с помощью насосов и заправочных пистолетов снижает потери более чем в 1.5 раз, по сравнению с открытым способом, где потери составляют 200-300 кг в год. Потери от испарения в летний период через неплотности в крышках люков резервуаров могут достигать 3-5 % количества находящегося в них бензина. Подземное хранение и окрашивание резервуаром светлый цвет также уменьшают потери от испарения.

Большой процент составляют потери ТСМ в процессе эксплуатации машин. Техническое состояние машин, оказывающее влияние на расход нефтепродуктов, зависит от различных факторов:

-конструктивных параметров;

-качества применяемых материалов и технологии их обработки, условий эксплуатации;

-организации машиноиспользования;

-своевременности и тщательности проведения технического обслуживания и ремонт качества используемых сортов топлива и масел;

-квалификации механизаторов;

-Контроль за состоянием рабочих органов лесохозяйственных машин и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: