double arrow

Спрос, виды спроса, факторы, влияющие на величину спроса, кривая спроса и закон спроса. Эффект дохода и эффект замещения


Задание 9

Задание 8.

По сообщениям газет, после отказа в регистрации национал-большевистской партии Э. Лимонова СМИ рекомендовано не употреблять аббревиатуру НБП . Какие особенности операций с «именами» лежат в основе этого решения?

Какую семантическую проблему иллюстрируют следующие анекдоты?

Зверей в зоопарке решили распределить по двум клеткам:

-Умные – налево, красивые – направо!

Обезьяна бегает, мечется:

- Ну а мне куда?

Грузина спрашивают:

-Вам нравятся блондинки или брюнетки?

-Да!

Спрос (demand – D) – это:

1) экономическая категория, характеризующая потребность покупателей в определенном товаре, обес­печенную достаточными платежными средствами, позволяющими приобрести этот товар по определенной цене в данный период времени на определенном рынке или в определенной стране;

2) количество товара, которое покупатель желает и может приобрести при определенных условиях за определенный период времени.

Величина спроса или объем спроса (QD) – максимальное количество услуги или товара, которое потребитель хочет и может купить по данной цене в данный период вре­мени.




Изменение величины спроса – это изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара, т.е. это движение по кривой спроса.

Функция спроса – это функция, определяющая величину спроса в зависимости от действия различных факторов (Рх, Ра, Рb, I, Z, W).

Аналитически общую функцию спроса можно представить следующим образом:

Спрос очень подвижен, изменчив, так как на его величину и динамику влияют многочисленные факторы:

1) ценовые:

– цена данного товара (Рх),

2) неценовые:

– цена товара заменителя (Ра),

– цена сопутствующего товара (Рb),

– доход (I),

– вкусы и предпочтения (Z),

– ожидания потребителя (W).

Таким образом, спрос является функцией всех перечисленных факторов.

Степень влияния на спрос каждой отдельной переменной будет различной. Это влияние отражается в коэффициентах b при каждой независимой переменной. Данные коэффициенты определяются на основе анализа собранных эмпирических данных и показывают влияние каждой отдельной переменной на спрос (при неизменных остальных).

В зависимости от характера взаимосвязи между величиной спроса и переменными функция спроса может быть линейной (при постоянном соотношении в изменении величин аргумента и функции) и нелинейной (при отсутствии устойчивости).

Аналитической формой выражения линейной функции спроса является следующее уравнение:

где а – константа, показывающая максимальный объем потребности в благе (объем спроса при нулевой цене);

b – коэффициент, показывающий реакцию величины спроса на вышеперечисленных факторов.



Воздействие каждого отдельного фактора на величину спроса будет неодинаково. Это найдет свое отражение в коэффициенте каждой переменной. Так:

bх – коэффициент, показывающий реакцию объема спроса на изменение цены данного блага, будет отрицательной величиной (bх < 0), поскольку между ценой данного блага и объемом спроса на него существует обратно пропорциональная зависимость;

ba, bb – коэффициенты, которые могут быть как положительной величиной, так и отрицательной. Это зависит от того, является ли благо взаимодополняющим (знак «-») или взаимозаменяющим (знак «+»);

bI – коэффициент, который может быть как положительной величиной, так и отрицательной величиной, это зависит от типа блага. В случае нормальных благ и предметов роскоши знак «+», в случае низших товаров знак «-».

Например

где каждая переменная означает:

100 – объем спроса при нулевой цене;

-3 – увеличение цены на благо X на 1 руб. приведет к сокращению спроса на 3 кг;

+2 – при повышении цены на товар заменитель на 1 руб. спрос на благо Х возрастет на 2 кг;

+0,01 – рост дохода на 1 руб. приведет к росту спроса на благо X на 0,01 кг.



Однако количество товаров, которые покупают люди, в первую очередь зависит от цен на них. Поэтому применим принцип «при прочих условиях», т.е. будем считать, что все неценовые факторы постоянные, тогда функция примет вид:

Между рыночной ценой данного товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос (объемом спроса), всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает объем спроса, а снижение цены приводит к росту объема спроса. Например, при цене 40 руб. потребитель приобретет 20 ед. товара, при цене 30 руб. – 35 ед. и при цене 20 руб. будет приобретено 50 ед. товара.

Если цены отложить по оси ординат, а количество товара, на которое предъявлен спрос, – по оси абсцисс, то, соединив точки, получим кривую, называемую кривой спроса (рис.1).

Рисунок 1 – Кривая спроса

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, существует определенное соотношение: как правило, чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить данный то­вар, т. е. меньше уровень спроса (при данном уровне доходов); и, наобо­рот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество при­обретаемого товара.

Изобразим эту зависимость между ценой и величиной спроса графически. Если на абсциссе обозначить количество товара Q, покупаемого на рынке, а на ординате – движение цены Р, то полу­чится следующий результат:

Рисунок 2 – Кривая спроса

Кривую D в экономической литера­туре называют кривой спроса. Проеци­руя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при измене­нии цены. Если при цене Р1 величина спроса составляет Q1 – то при снижении цены до Р2 величина спроса увеличится до Q2, и т. д. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится объем при изменении цены. При цене P1 объем спроса составляет Q1 (рис. 3), при снижении цены до Р2 объем спроса увеличится до Q2.

Кривая спроса (D) – это кривая, показывающая какое количество товара готовы приобрести потребители по разным ценам в данный момент.

Кривая, как видно, убывающая. Это объясняется законом спроса.

Закон спроса: если цена какого-либо товара повышается (при этом все другие факторы остаются неизменными), то объем спроса на этот товар снижается, и наоборот, если на рынок поступает большее количество какого-либо товара, то, при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене.

Рисунок 3 – Кривая спроса

Если функция носит линейный характер, то графически кривая спроса представлена в виде наклонной прямой линии (рис. 4) и уравнение кривой будет представлено в виде:

Рисунок 4 – Графическое отображение линейной функции спроса

Из уравнения кривой видно, что между рыночной ценой (Р) и количеством продукции, на которую предъявлен спрос (QD), существует обратная зависимость. Параметр а показывает максимальный объем спроса, независящий от уровня цены, b – реакцию величины спроса на изменение цены. При изменении величины а происходит сдвиг кривой, а при изменении величины b изменяется наклон кривой.

Наклон линии спроса (ΔP/ΔQ) является важнейшей характеристикой, имеющей существенное значение при прогнозировании последствий изменения цены на благо, поскольку показывает, насколько чувствительным является реакция потребителя, а значит, и величина спроса на изменение цены данного блага. Наклон кривой спроса будет постоянным на всем ее протяжении и идентифицирован в виде ценового коэффициента b, который является величиной обратной наклону кривой спроса, т.е.

Более пологие кривые (рис. 5), например, кривая DB, отличаются более высокой степенью чувствительности к изменению цены, поско­льку величина спроса характеризуется большими изменениями относительно изменения цены.

В нашем примере наклон линии спроса:

DВ = ΔP/ΔQ = -40/120 = - 1/3.

Снижение цены с 40 руб. до 0 руб. приведет к росту объема спроса с 0 ед. до 120 ед., т.е. в 3 раза.

b = 1/(-1/3)= -3.

Наклон линии спроса

DA = ΔP/ΔQ = -60/90= - 2/3.

Снижение цены с 60 руб. до 0 руб. приведет к росту объема спроса c 0 ед. до 90 ед., т.е. в 1,5 раза:

b = 1/(-2/3)= -1,5.

Рисунок 5 – Наклон линии спроса

Наклон нелинейной кривой изменяется с переходом к каждой последующей точке, а его абсолютные значения убывают по мере движения по кривой вниз.

Кривая спроса несет в себе ценную информацию:

во-первых, она описывает все возможные соотношения между ценой и объемом спроса;

во-вторых, ее пересечение с осями графика указывает на то, что в данный момент спрос имеет свои ограничения. Пересечение с осью абсцисс () указывает на то, что потребность в благе ограничена и даже при нулевой цене спрос не превышает определенную величину. Пересечение с осью ординат () указывает на то, что и готовность платить является также ограниченной. Она выражается в виде максимальной цены, при которой потребитель откажется приобретать данное благо и величина спроса упадет до нуля;

в-третьих, отрицательный наклон кривой, с одной стороны, указывает на то, что величина спроса находится в обратной зависимости от цены, а с другой, – на то, что готовность потребителя платить снижа­ется, показывая одновременно максимальную цену, которую готов платить потребитель за каждую дополнительную единицу блага.

Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения объясняются также эффектом дохода и эффектом замеще­ния.

Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход по­требителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при снижении цен на яблоки с 30 до 10 руб. за кг на весь доход (например, 3000 руб.) можем купить уже не 100 кг. яблок, а 300 кг. Если же хотим сохранить потребление яблок на прежнем уровне (100 кг.), то на вы­свободившиеся деньги можно приобрести дополнительное количество других товаров. Понижение цены сделало нас богаче.

Эффект дохода означает, что при более низкой цене потребитель может позволить себе купить больше данного продукта, не отказываясь от приобретения каких-либо альтернативных товаров

Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. В приведенном выше примере при снижении цен на яблоки мы будем замещать потребление относительно дорогих груш, бананов, покупкой боле дешевых яблок и купим не 100, а 150 кг.

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой це­не у потребителя появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных, относительно него более дорогих, товаров. Потребитель склонен заменять дорогие товары дешевыми.

Эффект дохода и замещения взаимодействуют друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать один из них. В ситуации с нормальными товарами (это товары, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода) оба эффекта действуют в одном направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары.

В случае с низкими или низкокачественными товарами (товары, потребительские качества которых невысоки) при изменении цен эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях. Например, в случае с низкокачественными сигаретами, снижение цен ведет к росту спроса на них (эффект замещения), с другой стороны, вследствие эффекта дохода потребитель стал немного богаче, а богатый человек сокращает потребление низкокачественных товаров. Какой из них действует сильнее? Если низшие товары занимают незначительное место в объеме потребительских расходов, то эффект замещения перевесит эффект дохода и потребитель будет покупать большее количество таких сигарет. Кривая спроса на низшие товары по-прежнему (как и в случае с нормальными товарами) будет иметь отрицательный наклон.

Но возможны ситуации, когда снижение цены приводит к снижению объема спроса, а увеличение цены к росту объема спроса на товар. Эта ситуация называется эффектом Гиффена, а низший товар, на который приходится большая доля бюджета потребителя, называется товаром Гиффена. Гиффен заметил, что с ростом цен на картофель бедные семьи расширяют его потребление. Картофель занимает большую долю расходов на еду, другие товары они позволяют себе редко и в небольших количествах, если же цена на картофель возросла, то семья вообще откажется от покупки мяса, заменяя его картофелем. Спрос на картофель возрастет.

Имеются и другие исключения, например, став богаче, потребитель расширяет спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары. В условиях роста цен богатый потребитель приобретает их из престижных соображений, он не хочет быть «как все» (эффект Веблена, названный именем Т. Веблена, или эффект сноба).

Дня каждого товара существует своя кривая спроса, однако было бы неправильным представлять ее как раз и навсегда данную.

Под воздействием ряда факторов (всех, кроме цены данного товара) кривая может смещаться.

Поэтому важно различать величину спроса (объем спроса) и сам спрос (функцию спроса).

Величина спроса (объем спроса) меняется только тогда, когда изменяется цена товара, а все прочие факторы остаются неизменными. При снижении цены с Р до Р1 увеличивается величина спроса с Q до Q1, а сам спрос (как выражение потребности в данном товаре) остается неизменным. В этом случае мы будем двигаться по кривой из точки А в точку В (рис. 6). При росте цены Р до Р2 снижается величина спроса с Q до Q2 в этом случае мы будем двигаться по кривой из точки А в точку С. Таким образом, изменение цен на данный товар означает движение по (вдоль) кривой спроса.

Рисунок 6 – Изменение величины спроса

Кроме цены товара на спрос влияют и неценовые факторы (изменение дохода, вкусов, предпочтений, изменение цен на товары-заменители, сопутствующие товары и т.д.).

Изменение этих факторов (при неизменной цене данного товара) приводит к сдвигу кривой спроса влево или вправо (рис. 7). Говорят, что спрос уменьшился или увеличился.

Например, увеличение денежных доходов потребителя (при отсутствии инфляции) означает, что потребитель при постоянной цене Р увеличит потребление до Q1. Кривая спроса сдвинется вправо из положения D в положение D1. Напротив, уменьшения дохода приведет к смещению кривой спроса влево в положение D2, это приведет к уменьшению объема спроса до Q2 при постоянной цене Р.

Рисунок 7 – Изменение в спросе

Таким образом, увеличение спроса означает, что при данном уровне цены потребитель готов приобрести больший объем товаров, чем прежде, кривая сдвигается вправо. Сокращение спроса означает, что при данном уровне цены потребитель готов приобрести меньший объем товаров, чем прежде, кривая сдвигается влево.

Например, рост цен на товары-субституты (товары заменители) данного товара, приведет к тому, что спрос на данный товар сместиться в положение D1 и объем спроса увеличится до Q1. Повышение цен на взаимодополняющие товары (комплементарные блага) сократит спрос на него. Например, рост цен на лыжи приведет к падению спроса на лыжные крепления. Кривая сместится из положения D в положение D2 объем спроса упадет до Q2.

Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей. Допустим, имеются два покупателя – А и В, индивидуальные функции их спроса изображены на рис. 8а. Совокупный спрос может быть определен путем сложения спроса покупателя А и В (рис. 8б).

Рисунок 8 – Кривые индивидуального и совокупного спроса







Сейчас читают про: