Особенности административно-правовых отношений.
Понятие административного правонарушения. Административная ответственность.
Виды органов исполнительной власти. Управление внутренними делами.
Понятие государственного управления.
Субъекты административного права.
Особенности административно-правовых отношений.
Ст. 6.9, 6.11, 6.12, 6.13, 7.27, 20.1 Кодекс об административных правонарушениях
Административно-правовые отношения имеют ряд особенностей, отличающих их от прочих правоотношений..
1. Это властеотношения, где в большинстве случаев существует неравенство сторон: одна сторона принимает решение, которому должна подчиниться другая сторона. Если этого не происходит, то управлявшая сторона вправе применить принуждение в отношении другой, поскольку наделена соответствующими государственно-властными полномочиями. При этом одна сторона может быть наделена государственно-властными полномочиями, а у другой они полностью отсутствуют (например, отношения между должностным лицом отдела внутренних дел и гражданином), но может быть вариант, когда обе стороны наделены государственно-властными полномочиями, и объем этих полномочий у одной стороны больше чем у другой (например, отношения между Министерством внутренних дел и Управлением внутренних дел субъекта РФ).
|
|
2. Административно-правовые отношения возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, по поводу осуществления органами исполнительной власти возложенных на них управленческих функций. Таким образом, одной из сторон этих отношений всегда является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенные управленческими полномочиями государственно-властного характера. Вот почему административно-правовое отношение в принципе невозможно между двумя гражданами или между негосударственными структурами.
3. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, при этом согласие второй стороны не является обязательным.
4. Споры, которые могут возникать между сторонами, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке, то есть путем юридически властного и одностороннего решения уполномоченного на то органа исполнительной власти.
5. Административно-правовые отношения характерны тем, что в случае нарушения одной из сторон нормы права, она несет ответственность перед государством.
Под субъектами административного права понимают лицо или организацию, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками административно-правовых отношений. Круг субъектов административного права велик, однако каждый из них обязательно обладает административной правоспособностью, которая является предпосылкой для возникновения административно-правовых отношений.
|
|
Административная правоспособность - это определенная административно-правовыми нормами возможность данного субъекта приобретать административно-правовые обязанности и права и нести юридическую ответственность. То есть для субъектов административного права характерным свойством является возможность быть участником административно-правовых отношений, а не само участие.
Итак, субъектами административного права являются лица, то есть индивидуальные субъекты, и организации, то есть коллективные субъекты. К первой категории относятся граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и должностные лица. Ко второй категории относятся органы исполнительной власти, их структурные подразделения, органы местного самоуправления, государственные предприятия и учреждения, частные предприятия, коммерческие структуры, общественные объединения.
Каждый из субъектов административного права может стать субъектом административно-правовых отношений. Для этого помимо правоспособности он должен обладать еще в дееспособностью, то есть практической способностью реализовать свою административную правоспособность. Правоспособность и дееспособность не всегда совпадают. Так административная правоспособность граждан РФ возникает с момента рождения, а административная дееспособность, по общему правилу, с 16 лет.