Форма правления. Признаки государства, первоначально выраженные в его предпосылках, в ходе исторического процесса развиваются в форму государства, которая отвечает на вопросы

Формы государства

Признаки государства, первоначально выраженные в его предпосылках, в ходе исторического процесса развиваются в форму государства, которая отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется.

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в 3-х элементах: форма правления, государственное устройство и политический (государственный) режим.

Форма правления – предполагает характеристику системы организации верховной власти в государстве, порядка образования её органов, их взаимодействия между собой и с населением, а также степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления — мо­нархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Монархия — форма правления, где высшая государ­ственная власть принадлежит единоличному главе госу­дарства — монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Вос­тока (Саудовская Аравия).

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами. К ограниченным относятся сословно-представительная монархия в Царской России, и современная конституци­онная монархия (Великобритания, Швеция), где власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Республике присущ демократический способ образо­вания верховных органов государства. В развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей.

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они по тому, какой орган парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем - парламентом или президентом — правительство несет ответственность.

Парламентарная республика характеризуется тем, что парламент формально является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство, избирает (непосредственно или в составе особой коллегии выборщиков) президента, являющегося главой государства, но не исполнительной власти.

Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром.

Парламент может отправить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия, если последнее теряет поддержку парламентского большинства. В последнем случае президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы. Классическая модель парламентарной республики существует в Германии, Италии.

Президентская республика характеризуется тем, что всенародно-избранный президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти. В современном мире существует несколько моделей президентской республики. В классической модели (США) президент формирует с согласия верхней палаты парламента (сената) администрацию, члены которой несут политическую ответственность только перед президентом. Президент не может распустить парламент, парламент может сместить президента только в порядке импичмента. Для латиноамериканских республик характерна полная свобода президента в назначении и смещении членов администрации, однако встречаются случаи парламентской ответственности отдельных членов президентского кабинета (Коста-Рика, Уругвай). Для восточного полушария (Замбия, Беларусь, Казахстан) характерно существование обособленного коллегиального органа исполнительной власти — правительства, возглавляемого президентом, а также наличие поста так называемого административного премьера.

Помимо описанных видов республиканской формы правления, также существуют республики, которым присущи элементы президентской республики, сочетающиеся с элементами парламентарной республики, такие республики относятся к республикам смешанного типа (полупрезидентские). Здесь президент (глава государства) избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен юридически большими полномочиями, однако правительство формируется парламентским путем и ответственно политически не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств (обычно при выражении вотума недоверия правительству). К республикам смешанного типа относятся Португалия, Финляндия, Ирландия. Особенно широкое распространение такой тип республики получил в бывших социалистических странах, таких как Польша, Румыния, Болгария, Украина, Литва, Молдова и РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: