Правовые основы деятельности профессиональных союзов

Основные права профсоюзов и их классификация

Правовые основы деятельности профессиональных союзов

Лекция 5. Права профсоюзов в сфере трудовых отношений

Мировой исторический опыт развития гражданских обществ убедительно доказывает, что профессиональные союзы являют­ся важнейшим элементом механизма регулирования труда в ус­ловиях рыночной экономики.

Статья 30 Конституции РФ, предоставляя каждому человеку право на объединение, включает и ею право создавать профес­сиональные союзы для защиты своих интересов. Упоминание о профсоюзах в Основном законе свидетельствует об их особом статусе как самых массовых общественных объединениях.

В 1990 г. была создана Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) — наиболее крупное среди всех профсоюзных объединений. В нее входят 43 отраслевых, 79 территориальных объединений профсоюзов, более 300 тыс. первичных профсо­юзных организаций, которые действуют во всех отраслях эко­номики, в организациях различных форм собственности и на­считывают в своих рядах 36,2 млн членов. С учетом пяти проф­союзов, сотрудничающих с ФНПР на договорной основе, численность данного профобъединения составляет 37,1 млн членов1.

Правовыми основами деятельности и прав профсоюзов в Рос­сийской Федерации являются: 1) Конституция РФ, 2) ратифици­рованные конвенции МОТ и другие международные договоры, содержащие права профсоюзов, 3) законы и иные нормативные правовые акты РФ, 4) законы субъектов РФ, 5) коллективные до­говоры, трехсторонние и двухсторонние соглашения.

В развитии правовых основ деятельности профсоюзов повы­шается роль судебных решений. Кроме того, юридическое зна­чение имеют внутрипрофсоюзные нормы, закрепленные в уста­вах профсоюзов.

Конституция РФ — основа деятельности профсоюзов. В качестве правовой основы деятельности профсоюзов на первом месте стоит Конституция РФ. В ст. 6 Закона о профсоюзах записано, что «права профсоюзов в отношениях с органами государствен­ной власти, органами местного самоуправления, работодателя­ми, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими обще­ственными объединениями и гарантии их деятельности опреде­ляются Конституцией Российской Федерации...».

Нормы Конституции закрепляют право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы (ст. 30), ра­венство всех перед законом, запрещают дискриминацию граж­дан по признаку членства в общественных объединениях, в число которых входят и профессиональные союзы (ст. 19).

Международно-правовые основы деятельности профсоюзов. Развивая положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ об общепри­знанных принципах и нормах международного права и между­народных договорах РФ как о части ее правовой системы, Закон о профсоюзах (ч. 3 ст. 6) устанавливает: «Если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Междуна­родной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотрены настоящим Федеральным законом, го применяются правила международных договоров и конвенций».

Важнейшими международными договорами, закрепившими права профсоюзов, стали международные пакты о правах чело­века от 16 декабря 1966 г.: Международный пакт об экономиче­ских, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах1 Так, ст. 8 Международ­ного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит: «1. Участвующие в настоящем Пакте государства обязу­ются обеспечить: право каждого человека создавать для осуществления и зашиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации. Пользование указанным правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других; право профессиональных союзов образовывать национальные федерации или конфедерации и право этих последних основывать международные профессиональные организации или присоединяться к таковым; право профессиональных союзов функционировать беспрепятственно без каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других; право на забастовки при условии его осуществления в соответствии с законами каждой страны.

Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этими правами для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или администрации государства.

Ничто в настоящей статье не дает права государствам, участвующим в Конвенции Международной организации труда 1948 года относительно свободы ассоциаций и зашиты права на организацию, принимать законодательные акты в ущерб гарантиям, предусматриваемым в указанной Конвенции, или применять закон таким образом, чтобы наносился ущерб этим гарантиям».

Эти же права профсоюзов закреплены и в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 22).

К числу международных договоров, регулирующих права профсоюзов, относятся конвенции и рекомендации МОТ, ра­тифицированные Российской Федерацией. Среди них необхо­димо выделить конвенции № 87 1948 г. «Относительно свободы ассоциаций и зашиты права на организацию» и № 98 1949 г. «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров».

Конвенции и рекомендации МОТ, другие международные правовые акты имеют большое правовое значение для развития законодательства о профсоюзах, обогащения содержания кол­лективных договоров и соглашений.

Законодательство РФ как правовая основа деятельности проф­союзов. Базовым законом в сфере осуществления профессио­нальными союзами своих прав на представительство и защиту интересов работников является Закон о профсоюзах. Именно он закрепляет правовые основы осуществления собственно профсоюзной деятельности как на уровне организации, так и на отраслевом, территориальном и общенациональном уровнях.

Права профессиональных союзов как представителей и за­щитников социально-трудовых прав работников закрепляются и в ТК РФ. Кодексом определены права профсоюза как участ­ника системы социального партнерства, его права при подго­товке проектов, заключении, изменении и контроле за выпол­нением коллективных договоров и соглашений, порядок и спо­собы рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации профсоюзами права на за­бастовку в ходе разрешения коллективного трудового спора. При этом ТК РФ определяет роль профессионального союза как представителя работников в процессе выдвижения требова­ний, проведении примирительных процедур и проведении за­конной забастовки.

На профсоюзы распространяется также действие Федераль­ного закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объ­единениях»3, который регулирует содержание права граждан на объединение разных видов, основные государственные гаран­тии этого права, статус общественных объединений, порядок

их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации, в том числе и профсоюзов.

Особое значение для профсоюзов имеет Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организаци­ях»1, в котором определяются правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации неком­мерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества этих организаций, права и обязанно­сти их учредителей (участников), основы управления неком­мерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного само­управления.

Законодательство субъектов РФ о профсоюзах. Для дальней­шего развития законодательства о профсоюзах немаловажное значение имеет правильное определение круга вопросов, регу­лируемых соответственно федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации. В региональном зако­нодательстве могут быть отражены как общие, так и дополни­тельные по сравнению с федеральным законодательством права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объе­динениями, другими общественными объединениями и гаран­тии их деятельности. При этом «законодательство субъек­тов РФ не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами» (ч. 2 ст. 6 Закона о профсоюзах).

В отличие от федерального закона подавляющее большинст­во субъектов РФ предоставило профсоюзам право законодатель­ной инициативы. Это обстоятельство является дополнительной гарантией их прав на представительство, охрану и защиту инте­ресов работников и свидетельствует о признании профсоюзов законодателями субъектов Федерации равноправными партне­рами в регулировании социально-трудовых отношений.

Кстати, МОТ неоднократно обращала внимание на то, что за­конодательные положения, подробно регламентирующие внут­ренние дела организаций трудящихся, создают серьезную опас­ность вмешательства со стороны органов государственной вла­сти. Поэтому государственная регламентация деятельности профсоюзов должна иметь определенные пределы.

Место коллективных договоров и соглашений в правовом регу­лировании деятельности профсоюзов. Права профсоюзов и га­рантии их деятельности, закрепленные в законе, могут быть расширены в коллективных договорах и соглашениях. Об этом однозначно заявлено в ст. 9 ТК РФ, которая гласит, что регули­рование трудовых отношений и иных непосредственно связан­ных с ними отношений может осуществляться путем заключе­ния, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. По­нятия коллективного договора и соглашения содержатся, соот­ветственно, в ст. 40 и 45 ТК РФ.

В коллективный договор могут включаться взаимные обяза­тельства работодателя и работников по вопросам социального партнерства, обеспечения нормальных условий функциониро­вания профсоюза, действующего в организации и представляю­щего ее работников. Соглашениями могут предусматриваться положения о развитии социального партнерства с участием профсоюзов и трехстороннего сотрудничества, содействии за­ключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: