Российская Федерация как светское государство
Российская Федерация – светское государство
Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признаётся обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, её каноны и догмы, а также религиозные объединения не вправе оказывать влияния на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства, и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Именно эти принципы закреплены в ст.14 Конституции Российской Федерации.
Российская Федерация – государство с республиканской формой правления.
В Конституции РФ (ст.1) установлена республиканская форма правления. Её главным, определяющим признаком является выборность и сменяемость главы государства. Этим республиканская форма правления отличается от монархии, характерным признаком которой является наследование статуса главы государства.
Различают два основных вида республики – президентскую и парламентскую. Главной отличительной особенностью президентской республики является сосредоточение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Должность премьер-министра отсутствует. Президент избирается непосредственно населением, а не парламентом. Правительство формируется президентом и ему подчиняется.
В основу системы высших органов государственной власти парламентской республики положен принцип верховенство парламента, перед которым правительство несёт коллективную ответственность за свою политическую деятельность, т.е. за руководство страной. В парламентской республики, в отличии от президентской, правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства.
В Российской Федерации (как и в некоторых других странах, например, во Франции) существующая форма правления сочетает черты парламентской и президентской республики. Так, в России президент избирается всеобщим голосованием (и в этом её отличие от парламентской республики). Президент располагает собственными властными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства. Однако в России наряду с президентом действуют председатель правительства и министры, образующие правительство. Президент вправе распустить парламент (Государственную Думу), но и Дума может выразить правительству вотум недоверия и отправить его в отставку. Все эти признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику.
Основу экономической системы российского государства составляет социально ориентированная рыночная экономика.
В соответствии со ст.8 Конституции в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частное, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Экономическая роль демократического социального государства в условиях рыночной экономики сводится в основном к осуществлению трех функций:
1) законодательного определения правил, по которым осуществляется экономическая деятельность;
2) поощрения, защиты и охраны социально и экономически целесообразных форм этой деятельности посредством экономических и административных методов регулирования;
3) обеспечение равноправия участников экономического оборота.
Цель социальной политики государства по Конституции России – обеспечение достойной жизни и свободного развития человека (ч.1 ст.7).
Статья 7 Конституции провозглашает, что «в Российской федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Право человека на достойную жизнь и свободное развитие в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах означает на достаточное питание, одежду и жилище как для человека, так и для его семьи, на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Свободное развитие человека требует непрерывного улучшения жизни – право на повышение образовательного уровня, получение более высокого вознаграждения за труд в соответствии с его результатами, на улучшение состояния окружающей среды.
Согласно ст.14 Конституции Российской Федерации является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства означает, что государство:
· не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитании детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетам права ребенка на свободу совести свободу вероисповедания;
· не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
· не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральному закону;
· обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Статья 2 Конституции РФ провозглашает «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защиты прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина есть субъективные юридические права и свободы личности.
Под субъективным правом понимают юридически признаны возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы путем использования соответствующей обязанности со стороны других субъектов права.
Субъективные свободы – это правомочие индивида, которые он может реализовать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими субъектами права.
Конституционные права и свободы имеют важнейшие отличительные признаки:
а) они закреплены в Конституции – нормативном акте, имеющем высшую юридическую силу и прямое действие; положение соответствующей главы Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;
б) основные права и свободы не имеют ограничений по кругу субъектов: они принадлежат либо каждому человеку, либо каждому гражданину;
в) они носят учредительный характер, их системы составляет основу правового статуса личности;
г) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; основные права и свободы гражданина неразрывно связаны с наличием у индивида гражданства Российской Федерации, утрата гражданства автоматически влечет и утрату личностью основных прав и свобод гражданина;
д) основные права и свободы охватывают важнейшие отношения, связанные как с индивидуальной, частной жизнью лица, так и с жизнедеятельностью гражданского общества в политической, социальной, экономической, культурной сферах.
Отдельные конституционные права принадлежат только гражданам России. Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающая в совокупность их взаимных прав, обязанностей и ответственности.
Согласно ч.3 ст.55 Конституции «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства».
Примером подобного ограничения могут служить нормы Федерального конституционного закона РФ «О чрезвычайном положении». Статья 11 назначенного закона устанавливает возможные меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения, среди которых:
· установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение;
· установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
· установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
· запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
· запрещение забастовок;
· ограничение движения транспортных средств.
Система и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина
Система прав и свобод характеризуется целостностью и единством, имеет внутреннюю структуру.
Конституционные права и свободы можно классифицировать:
а) по содержанию: личные; политические; социально-экономические, культурные;
б) по субъекту – права и свободы человека и прав и свободы гражданина;
в) по форме осуществления – индивидуальные и коллективные;
г) по механизму реализации – права и свободы, реализуемые вне правоотношения, и права, реализуемые посредством участия лица в каком-либо правоотношении;
д) по моменту возникновения – прав, свободы, возникающие у индивида с момента рождения, и права, свободы, момент возникновения которых специально оговорен в действующем законодательстве.