Особенности проектирование асутп

Проектное решение – промежуточное или конечное описание объекта проектирования, необходимое и достаточное для определения дальнейших направлений его проектирования или окончания проектирования.

Проектный документ – документ, содержащий какое-либо проектное решение, выполненный в заданной форме.

Выполнение проектных работ распределяется как во времени, так и в пространстве (между организациями – соисполнителями и отдельными подразделениями одной организации). Распределение во времени осуществляется по стадиям и этапам проектирования.

Выделяют следующие основные стадии проектирования:

1. Формирование требований к объекту проектирования.

2. Разработка концепции

3. Техническое задание

4. Эскизный проект

5. Техническое проектирование

6. Рабочее проектирование

7. Внедрение

9. Сопровождение.

Характер основных работ, которые приходится при создании объекта выполнять:

- - НИР;

- - ОКР;

- - непосредственно проектирование;

- - строймонтаж;

- - пуско-наладки;

- - организационно-технические решения (обучение персонала и т.д.)

Эти виды работ в том или ином сочетании и объекте приходится выполнять на разных стадиях проектирования.

Этапы и содержание работ по созданию АСУ - ГОСТ 34.601-90

В процессе проектирования АСУ разрабатываются, в общем случае, проектные решения в следующих частях:

- общесистемные решения (ОР);

- техническое обеспечение (ТО);

- программное обеспечение (ПО);

- информационное обеспечение (ИО);

- математическое обеспечение (МО);

- организационно-методическое обеспечение (ОО);

- правовое обеспечение;

- экономическое обеспечение.

Проектные решения в части ОР, ПО, ТО, ИО – реализуются как изделия в виде взаимосвязанной совокупности компонент и комплексов, входящих в состав АСУ с необходимой документацией.

Проектные решения по остальным видам обеспечения реализуются в составе ТО, ИО, ПО и (или) входят в состав технических организационно-методических и эксплутационных документов.

Если следовать схеме создания АСУ, регламентируемой нормативными документами, можно выделить следующие основные виды работ и их последовательность.

1. Предпроектный НИР, - комплекс работ, задачей которого является исследование существующей системы управления в её взаимосвязи с другими системами в составе производственного комплекса (организации), куда исследуемая система входит в качестве одного из элементов. Цель исследования – выявление наиболее важных характеристик исследуемой системы с точки зрения влияния на показатели качества всего комплекса (организации) в целом.

Результаты исследования - формулирование целей системы и исходные требования к техническим характеристикам и технико-экономическим показателям (ТЭП) проектируемой системы.

2. Исследование существующей системы управления (или её аналогов) и построение моделей объектов управления, предварительная проработка и анализ направлений и вариантов решения стоящих задач.

Результаты:

- выбор концепции построения системы – строится система как открытая, развивающаяся функционально и допускающая изменения в отдельных видах обеспечения или нет;

- уточнение целевых функций системы - только производственные или производственно-исследовательские и обучающие с интеграцией;

- распределение информационных и управляющих функций между персоналом и автоматической частью системы, организации их взаимодействия;

- требования к структуре, функциям и видам обеспечения системы, организации работ по ее созданию, оформляемые в виде Технического задания на создание системы.

3. Разработка и исследование вариантов функциональной, информационной и алгоритмической структуры локальных и взаимосвязанных контуров и подсистем, реализующих информационные и управляющие функции.

Результаты:

- формирование проектных решений в части функциональной информационной структуры, математическое обеспечение системы;

- уточнение требований к ПО, ИО, ТО, экономическим характеристикам, организационно методическому и правовому обеспечению.

4. Разработка проектных решений в ПО, ИО и ТО, реализующих общесистемные решения, решения по математическому обеспечению, требования к эргономике и т.д.

5. Разработка проекта привязки КТС для выполнения строительно-монтажных работ (СМР).

6. Ввод системы в действие.

7. Анализ эффективности, сопровождение и развитие.

Очевидно, что для обеспечения перечисленных видов работ требуются свои, достаточно специфичные средства автоматизации работ.

В настоящее время для работ по этапу 4 существует целая гамма средств автоматизации проектирования «систем сбора данных и оперативно-диспетчерского управления» - SCADA.

Эти системы реализуются в виде ППП, предоставляющих возможность конфигурирования информационного и алгоритмического обеспечения простейших информационных и управляющих функций сбора и обработки сигналов измерительной информации от контроллеров нижнего уровня АС и датчиков, ведения баз данных, хранения предыстории и архивов, обеспечения практически любых требований к интерфейсу с оперативным персоналом, в том числе прием команд управление и передачи на контроллеры и исполнительные механизмы.

Все эти функции реализуются с использованием типовых алгоритмических модулей, выполняющих простейшие процедуры проверки достоверности, фильтрации сигналов, контроль статики и динамики изменения переменных.

Далее остановимся лишь на некоторых основных аспектах проектирования систем автоматизации в части общесистемных решений, математического и информационного обеспечения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: