Основы качества продукции

Основные понятия и принципы стандартизации

Тех.регулирование в существенной степени основывается на стандартах.

Стандартизация – деятельность по установлению привил и характеристик в целях их добровольного и многократного использования, направленная на достижение упорядочения в сферах производства и использования продукции, а т.ж. работ и услуг.

Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, а т.ж. правила процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки и т.д. или оказания услуг.

Основными целями стандартизации являются:

1. Повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества и экологической безопасности.

2. Обеспечение научно технического прогресса.

3. Увеличение конкурентоспособности

4. Рациональное использование ресурсов.

5. Достижение оптимальной технической и информационной совместимости.

6. Обеспечение сопоставимости результатов испытаний и измерений.

7. Достижение взаимозаменяемости продукции.

Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.

Из определения качества следует, что:

· Качество – понятие динамическое (со временем потребности могут измениться, поэтому периодически пересматриваются и требования к качеству);

· Необходимы показатели для описания свойств качества и их количественные оценки.

Показатель качества продукции (ГОСТ 15.467 – 79) – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемое применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления.

В зависимости от назначения и предъявления к изделию требований, качество изделия, как правило, не может быть охарактеризовано одним показателем, поэтому на практике используется система показателей.

Показатели качества должны отвечать следующим основным требованиям:

· Способность к обеспечению соответствия качества продукции потребностям экономики и населения;

· Быть стабильным;

· Учитывать современные достижения науки и техники, основные направления технического прогресса и мирового рынка;

· Характеризовать все свойства продукции, определяющие ее качество;

· Поддаваться оценке на всех стадиях жизненного цикла.

Согласно ГОСТ 14.467 – 79 показатели качества бывают:

· Единичный – характеризует одно свойство продукции;

· Комплексный – характеризует несколько свойств продукции;

· Интегральный – отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации и потребления продукции к суммарным затратам на ее создание (увеличение затрат необходимо в том случае, если интегральный показатель качества увеличивается).

Номенклатура показателей качества для конкретного изделия выбирается в зависимости от его особенностей, стадий жизненного цикла и уровня принятия решения, предопределяющего области применения показателей.

Показатели качества для а/м:

1. Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течении некоторого времени (наработка на отказ).

2. Долговечность – свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе ТО и Р.

3. Ремонтопригодность – свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем ТО и Р.

4. Сохраняемость – свойство объекта сохранять в заданных пределах значения параметров, характеризующих способность объекта выполнять требуемые функции в течении и после хранения или транспортирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: