Методы определения показателей качества

Показателями качества продукции являются числовые ха­рактеристики одного или многих свойств продукции, опре­деляющих ее качество, и взятые в установленных условиях ее изготовления и эксплуатации.

Выделяют следующие показатели качества продукции:

1) единичный (для одного из свойств продукции);

2) комплексный (для нескольких свойств);

3) определяющий (в связи с его значением определяют дальнейшие действия);

4) интегральный.

Критерием разделения методов определения значений пока­зателей качества продукции являются способы и источники по­лученных сведений о качестве интересующей нас продукции.

По данному критерию методы определения значений показателей качества продукции делятся на:

1) измерительные методы;

2) регистрационные методы;

3) органолептические методы;

4) расчетные методы.

Измерительный метод. При использовании данного метода определения значений показателей качества, информация об интересующей нас продукции получается при помощи непо­средственных измерений различными техническими сред­ствами измерения. Полученные результаты, как правило, необходимо преобразовывать при помощи соответствующих пересчетов к нормальным или стандартным условиям.

Основой регистрационного метода являются сведения, по­лученные путем подсчета количества определенных событий или издержек, например, числа отказов изделия при прове­дении испытаний. При помощи данного метода определяют­ся, например, показатели унификации.

Органолептический метод базируется на использовании результатов анализа восприятия продукции зрением, осяза­нием, обонянием, слухом, осязанием и вкусом. Значения по­казателей выражаются в баллах, которые находятся путем анализа полученных результатов на основе имеющегося опы­та. При использовании данного метода допустимо примене­ние таких технических средств, как лупа, микроскоп и др. Органолептический метод применяется для определения по­казателей качества продукции, которая оказывает эмоцио­нальное воздействие на потребителя (парфюмерная, косме­тическая, табачная и др.)

Расчетный метод базируется на данных, полученных при помощи эмпирических и теоретических зависимостей. Дан­ный метод применяется при разработке продукции, для ко­торой еще невозможно провести испытания и эксперимен­тальные исследования.

Методы определения показателей качества делятся на экспертный, традиционный и социологический в зависимо­сти от источника используемой информации.

Традиционный метод определения значений показателя качества продукции осуществляется уполномоченными долж­ностными лицами специальных экспериментальных подраз­делений (лаборатории, испытательные станции, полигоны и др.) и расчетных отделов (конструкторские отделы, вычис­лительные центры, службы надежности и др.) предприятий и организаций.

Экспертный метод определения значений показателей ка­чества продукции осуществляется экспертами и специалистами (товароведами, дегустаторами и др.). Данный метод используется для определения таких показателей качества, которые Невозможно определить более эффективными методами.

Социологический метод определения показателей качества продукции осуществляется непосредственными или потенциальными потребителями данной продукции. Сбор инфор­мации, необходимой для данного метода, осуществляется путем проведения социологических опросов, распространения специальных анкет и организации разного рода дегустаций.

В целях достижения наибольшей эффективности допустимо использование одновременно нескольких методов определения значений показателей качества продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: