СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА
СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ
Номер схемы | Оценка выполнения работ, оказания услуг | Проверка результатов работ и услуг | Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг |
Оценка мастерства исполнителя работ и услуг | Проверка результатов работ и услуг (испытания) | Контроль мастерства исполнителя работ и услуг | |
Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг | Проверка результатов работ и услуг (испытания) | Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг | |
Анализ состояния производства | Проверка результатов работ и услуг (испытания) | Контроль состояния производства | |
Оценка организации (предприятия) | Проверка результатов работ и услуг (испытания) | Контроль соответствия установленным требованиям | |
Оценка системы качества | Проверка результатов работ и услуг (испытания) | Контроль системы качества |
Схему 1 применяют для услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя (мастера по ремонту, официанта, продавца и т.п.). При оценке и контроле мастерства проверяют соответствия требованиям стандартов, устанавливающих требования к обслуживающему персоналу.
|
|
По схеме 2 оценивают процесс оказания услуг, опираясь на следующие критерии:
· Полноту и актуализацию (своевременное обновление) документации, устанавливающей требования к процессу;
· Метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, правовое и другое обеспечение процесса оказания услуг;
· Безопасность и стабильность процесса;
· Профессионализм обслуживающего и рабочего персонала.
Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг.
Схему 4 применяют при сертификации крупных предприятий сферы услуг на соответствие требованиям государственных стандартов. При этом оценивают не только процесс оказания услуг по критериям схемы 2, но и правильность присвоения предприятию определенной категории (звездности).
Схему 5 рекомендуется применять при сертификации наиболее опасных услуг (медицинских, по перевозке пассажиров и т.д.). Оценка системы качества по схеме 5 производится по стандартам ИСО серии 9000 экспертами по сертификации систем качества.
Сертификация систем менеджмента качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 в России организуется и проводится для создания уверенности у потребителей продукции (услуги), руководства предприятий-изготовителей и других заинтересованных сторон в возможности изготовителя обеспечить потребителя продукцией, соответствующей требованиям стандартов серии ИСО 9000.
|
|
ССМК осуществляется в рамках как обязательной, так и добровольной сертификации.
Главный объект ССМК – деятельность по управлению и обеспечению качества, которую проверяют и оценивают поэлементно на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
ССМК включает этап организации работ (предсертификационный этап) и три этапа сертификации.
На этапе организации работ:
- заявитель направляет заявку в Центральный орган сертификации.
- ЦОС определяет ОС, который будет осуществлять процедуру сертификации.
- заявитель заполняет исходные формы документов для проведения предварительной оценки СМК (сведения о предприятии, используемой технической документации, показателях качества продукции и др.)
I этап – предварительная оценка СМК (заочная оценка деятельности по управлению и обеспечению качества);
II этап – проверка и оценка СМК в организации, выдача сертификата;
III этап – инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.