Введение. Метрология, стандартизация и сертификация это деятельность, основной целью которой является обеспечение качества товаров и услуг

Метрология, стандартизация и сертификация это деятельность, основной целью которой является обеспечение качества товаров и услуг.

Рисунок 1 – Триада методов и видов деятельности по обеспечению качества

Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности (ИСО 9000).

Понятие качества включает три элемента – объект, характеристики, потребности (требования).

Объект – деятельность или процесс; продукция; услуги, организация, система или отдельное лицо; любая комбинация из них.

Характеристики – совокупность отличительных свойств товара или услуги. Характеристики могут быть качественными (запах, вкус продукта, вежливость и профессионализм продавца) и количественными (скорость автомобиля, белизна фарфоровой посуды и др.).

Требования – это, прежде всего, потребности. Существует иерархия потребностей. В основании ее лежат основные потребности (обеспечение пищей, одеждой, жильем), далее в порядке возрастания – потребности в безопасности, в удобстве и комфортности пользования, эстетические и социальные потребности.

Наиболее универсальными, т.е. применимыми к большинству товаров и услуг, являются следующие требования к качеству:

− назначения;

− безопасности;

− экологичности;

− надежности;

− эргономики;

− ресурсосбережения;

− технологичности;

− эстетичности.

Требования назначения – требования, устанавливающие свойства продукции, определяющие ее основные функции, для выполнения которых она предназначена (производительность, точность, калорийность, быстрота исполнения услуги), - функциональную пригодность»; состав и структуру сырья и материалов; совместимость и взаимозаменяемость.

Требования безопасности – отсутствие риска – вероятности причинения вреда жизни или здоровью людей, животных и растений – связанного с возможностью нанесения ущерба.

Требования экологичности – отсутствие вредного воздействия продукции на окружающую среду при производстве, эксплуатации и утилизации.

Требования надежности – сохранение во времени в установленных пределах всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.

Требования эргономики – требования согласованности конструкции изделия с особенностями человеческого организма для обеспечения удобства пользования.

Требования ресурсосбережения – требования экономичного использования сырья, материалов, энергии и трудовых ресурсов.

Требования технологичности – приспособленность продукции к изготовлению, эксплуатации и ремонту с минимальными затратами.

Требования эстетичности – требования к способности продукции или услуги выражать художественный образ, социально культурную значимость в чувственно воспринимаемых человеком признаках формы (цвет, форма, качество отделки помещения).

Показатель качества – количественная характеристика одного или нескольких свойств товара, входящих в его качество (ГОСТ 15467).

Система качества – совокупность организационной структуры, методов, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (ИСО 9000).

Фундаментальный принцип системы: управление качеством охватывает все стадии и этапы жизненного цикла продукции.

Под жизненным циклом понимается совокупность последовательных взаимосвязанных процессов создания и изменения состояния продукции от формулирования исходных требований к ней до окончания эксплуатации или потребления.

Рисунок 2 – Процессы жизненного цикла продукции



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: